Знаете, как зовут самого богатого коллекционера в мире? И не пытайтесь запомнить – Хаджи Хассанал Болкиах Муизз уд-Дин Ваддаулахибни аль-Мархум Султан Хаджи Омар Али Саиф уд-Дин Саад уль-Хаир уа уд-Дин! Хассанал Болкиах (это его краткое имя) – султан Брунея. Он же по совместительству фельдмаршал, премьер-министр и министр финансов. Обладатель фантастической суммы – 20 млрд долларов – имеет дворец из 1778 комнат, в которых находятся 257 ванн из чистого золота. Наверное, бродить даже по такому дворцу скучно, поэтому султан время от времени садится за штурвал самолета (да, забыл сказать, что он также носит звание генерала британских ВВС) или колесит на автомобиле по дорогам острова Борнео. А автомобилей у султана – страшно сказать…
Впрочем, я этого не знаю. Вернее, знаю, но сомневаюсь. Или источники очень сильно отличаются друг от друга, или султан покупает по автомобилю каждый день, но сначала я прочитал, что в его гараже находится две тысячи машин. Потом три, чуть позднее – пять, и вот уже самая свежая цифра – семь тысяч! В конюшне султана стоят около 600 Rolls-Royse, 500 Ferrari, а также сотни других машин – Mercedes, Bugatti, Lamborghini, Aston Martin, Jaguar и так далее, и тому подобное. А еще султан-летчик собирает чемпионские болиды «Формулы – I» с 1980 года. Уму непостижимо, какой требуется гараж (или даже стоянка) для такого количества машин!
Очень приличную коллекцию машин имели братья Ганс и Фриц Шлюмпфы. Им, конечно, далеко до султана, но всё же… Братья тоже были люди небедные и имели во Франции текстильные фабрики. Фриц с детства мечтал купить Bugatti, а когда мечта исполнилась, вот тут всё и началось. Шлюмпфы стали покупать автомобили, которые тайно(!) хранили на территории фабрики. Для размещения накопленных богатств коллекционеры отвели часть бывшей прядильной фабрики в Мюлузе площадью 17 тыс. кв. м. Все внутренние стены снесли, чтобы создать открытое пространство из 23 зон, связанных между собой тротуарами, мощёнными красной плиткой. У этих импровизированных улиц появились собственные названия: Avenue Carl Schlumpf, Avenue Jeanne Schlumpf и Rue Royale. Для автомобилей насыпали гравийные площадки. Люди, обслуживающие и реставрирующие эту технику, – плотники, шорники, художники и механики –дали торжественное обещание молчать до конца жизни. Тайна стала явью, когда в 1977 году братья обанкротились и сбежали в Швецию. На фабрику ворвались возмущенные рабочие, которые сгоряча раздолбали и сожгли один из раритетных автомобилей. Но в целом коллекция не пострадала. Сейчас в музее города Мюлуза выставлено 400 роскошных автомобилей, и ещё 200 находится в запасниках. В гараж к султану Брунея не попадешь, а в этот музей – пожалуйста! Любой экспонат можно рассматривать с полуметра. Но руками не трогать!
Роуэн Аткинсон – самый смешной мужчина в Англии. Но коллекцию машин мистер Бин имеет вовсе не смешную. Причем эти автомобили вовсе не похожи на музейные экспонаты. Аткинсон хорошо разбирается в технике и регулярно пишет статьи в автомобильные журналы. Мистер Бин ездит на «букашке» – лимонном Mini Leyland 1000cc, а Роуэн Аткинсон предпочитает McLaren F1. На этой машине он попадал в аварию два раза. В первый раз ремонт обошелся в 100 тысяч, а во второй дело было ещё серьезнее. Машину ремонтировали целый год, а страховая кампания раскошелилась на 910 тысяч фунтов. Это при том, что Аткинсон заплатил за новый девственный автомобиль 650 тысяч! Да, страховщикам было явно не до смеха!
Коллекционеры готовы платить за редкие автомобили любые деньги. Любые – это $38 млн. Именно за такую цену был продан небесно-голубой Bugatti Type 57SC Atlantic, изготовленный по заказу Виктора Ротшильда. Всего таких машин было три, а сохранились две. Голубой Bugatti был продан Питеру Маллину, чёрный – Ральфу Лорену (оба – американцы). Особую страсть Питер Маллин испытывает к маркам автомобилей, выпущенных в 1930-х годах, еще на заре автомобилестроения: Bugatti, Voisin, Talbot, Delage. Свою симпатию к французским авто он объясняет так: «Я люблю французские машины, потому что, с моей точки зрения, качество исполнения и работы у французов на автозаводах было непревзойденным, особенно до Первой мировой войны. И как только я вижу французский автомобиль того времени, я не могу удержаться, чтобы его не приобрести». Наверное, такую же страсть испытывают Крис Эванс, купивший Ferrari 250 GTO за $17,7 млн. Это один из 36 спорткаров, выпущенных в 1962-63 годах. Или Джек Уорнер, заплативший за Mercedes-Benz 540 Special Roadster не очень круглую сумму – $8,252 млн (серия из 26 машин). На таких машинах страшно выезжать на дорогу!
Среди коллекционеров стоит отметить ещё одного человека. Зовут его Сухейль Заруни, живет он в Объединенных Арабских Эмиратах. В квартире Заруни разместилось более 2 тысяч автомобилей. Не потому, что квартира огромная, а потому, что эти автомобили – маленькие копии своих старших братьев. Надо сказать, что копии (среди них и автомобиль Джона Кеннеди) тоже стоят недешево. В коллекции, например, есть модели из золота и серебра!
Возможно, что автомобиль Phoenix, который изготовил Остин Коулсон, когда-нибудь тоже станет экземпляром чьей-то коллекции. Сейчас это самый маленький действующий автомобиль в мире. Высота авто – 63,5 см, ширина – 65,3 см, а длина – 1м 26 см. Для автомобиля установлено ограничение: в целях безопасности скорость не должна превышать 25 миль в час. Кажется, мало. Но ведь 25 миль – это 40 километров!
Для страсти нет ограничений...