Как-то у нас с друзьями возник спор: если моторное масло почернело после 5000 км пробега, это нормально или плохо? Пора его менять или еще поживет? Одни говорили, что хорошее масло должно оставаться чистым, прозрачным и быть приятного пшеничного цвета. Другие считали, что почернение масла – процесс естественный и даже полезный.
Другой вопрос: допустимо ли, чтобы машина «кушала» масло? И если да, то какой расход считать приемлемым? Допустим, литр на 1000 км?
Но вечер шел, и вопросы становились все более абсурдными. Нашелся среди нас человек, который утверждал, будто машина может работать даже на подсолнечном масле – дескать, был у него случай в Сибири, когда он доехал до дома с пробитым картером, заткнув его ветошью и налив подсолнечного масла.
Противоречий было столько, что мы решили снять сюжет на эту тему, задав все «масляные» вопросы специалистам. Ответ на последний, кстати, нас удивил: «Машина будет работать и на подсолнечном масле, просто недолго и в последний для нее раз. В принципе двигатель может работать минут 30 без масла совсем в режиме холостого хода. За исключением двигателей, где масло используется не только как смазочный материал, но и как гидравлическая жидкость для некоторых механизмов, – говорит управляющий СТО автосервис «Автолайн» Максим Семидоцкий. – Масло нужно менять согласно рекомендациям производителей автомобиля. В среднем через 10 тысяч километров. Некоторые производители закладывают увеличенный сервисный интервал, но тогда используется специализированное масло с индексом LongLife».
Даже если масло почернело, это еще не значит, что пора ехать на замену. Потемнение – лишь признак того, что оно работает. Хорошо, что я дошел до специалистов «Автолайн» – они не только дельный совет дали, но и масло сменили. Еще здесь производят техобслуживание, ремонт ходовой части, двигателей, трансмиссий, компьютерную диагностику и ремонт электронных систем, 3D-развал-схождение, промывку топливных систем, замену стекол и даже антибактериальную обработку системы кондиционирования. Список работ самый обширный.
Масло мне поменяли так быстро и легко, что закралась идейка – а не попробовать ли самому? А вдруг получится? Конечно, кое-что придется докупить: перчатки, спецовку, инструменты. Это примерно 1000 рублей, да еще 2000 на само масло и фильтры. Гм, что-то экономии никакой не получается. А еще надо гараж с ямой или эстакаду... Нет, прохладно сегодня на улице – не до плясок с бубном вокруг машины. Пускай все в сервисе делают, а я лучше горячий кофе попью на диванчике.
«У нас есть комната отдыха, где можно провести время, пока за вас все сделают специалисты, которые также могут визуально оценить исправность двигателя, ходовой части, заметить существующую неисправность, – говорит начальник отдела запчастей автосервиса «Авитал-Авто» Константин Кузнецов. – Я советую менять масло во время ТО. Масляный фильтр нужно менять при замене масла, так же как и воздушные фильтры. При необходимости меняется и фильтр тонкой топливной очистки».
Здесь же могут произвести и промывку двигателя. Но эта процедура не является обязательной, только если не менять состав масла. А вот если переходишь, например, с минералки на полусинтетику или синтетику, мыть двигатель надо обязательно. В остальных случаях специалисты советуют не проводить эту процедуру.
Все предваряющие замену масла операции, а также любые другие виды ремонта, включая покрасочный и кузовной, можно произвести в сервисе «Авитал-Авто», ранее известном челябинцам как «Газ-Ока». Новые технологии и оборудование высокого уровня позволяют обслуживать авто любых марок и классов, поэтому в сервисе и провели ребрендинг. Помимо ремонта в «Авитал-Авто» можно пройти ТО и застраховать машину.
Ну теперь все понятно. Масло менять нужно! Только при чем тут минералка? И какую минералку лить – то ли «Нарзан», то ли «Боржоми»?
«В состав любого масла входит определенный набор присадок – веществ, с помощью которых производитель корректирует и улучшает характеристики конечного продукта, – рассказывает коммерческий директор компании «Маслопровод», официального дистрибьютора смазочных материалов Total в Челябинске, Анатолий Ицков. – Минеральное масло – это натурпродукт, полученный из нефти. Синтетика же создается путем химического синтеза. Существуют также масла, изготовленные из минеральной основы в процессе гидрокрекинга – по качеству они не уступает синтетике и при этом стоят немного дешевле. Полусинтетические смазочные материалы – это своеобразный микс, в основе которого от 30 до 50 процентов синтезированных компонентов и, соответственно, 50-70% – натуральных».
В легковые автомобили можно заливать как минералку, так и синтетику, но при этом по цене они отличаются почти в два раза. Все современные масла хорошо защищают двигатель с тем лишь отличием, что производить замену минералки придется чаще. На сегодняшний день в линейке марки Total 100 легковых и 300 индустриальных позиций, а это значит, что подобрать правильное масло можно к любому автомобилю. К тому же у представительства Total в Москве даже есть специальная техническая группа, которая помогает клиентам сделать выбор. Компания работает как с розничными покупателями (масла марок Total и Elf доступны в магазинах-партнерах города Челябинска), так и с оптовыми поставщиками. У последних есть возможность заказать масла в офисе компании «Маслопровод».
Синтетика, полусинтетика, минеральное масло... Вот только что все понимал, а теперь окончательно запутался. Как же мне разобраться и купить в магазине именно то масло, которое мне нужно?
«Если брать, к примеру, наше масло Motul, то на нем написана марка, основные допуски, автомобили, в которых оно применяется, и одобрение от автопроизводителей, – успокаивает руководитель направления Motul компании ООО «Юмакс-Челябинск» Андрей Белоногов. – Запутаться здесь очень сложно, несмотря на то, что в линейке Motul больше 300 позиций. К тому же на сайте Motul.ru работает программа подбора масел не только для легковых автомобилей, но и для мотоциклов, экстремальной техники и грузового транспорта. Также работает группа «ВКонтакте» «Motul Челябинск», где менеджеры по продажам ответят на любые вопросы. На сегодня передовой является технология производства эстеровых масел – 100% синтетики на основе полиальфаолефинов. Это линейка 300V Motul».
Motul большое внимание уделяет защите своей продукции от подделок. Даже канистра не просто помогает спокойно наливать и перевозить масло, не боясь запачкать двигатель и багажник, но и служит гарантом качества. На канистре масла 300V есть специальная наклейка с QR-код, отправив который по указанному адресу, можно узнать серийный номер канистры и проверить продукт на подлинность. Свойства масла Motul не раз испытаны не только собственными и независимыми лабораториями, но и суровыми условиями автоспорта. Именно в ралли-рейдах, спринте, дрифте на двигатель и на масло выпадают максимальные нагрузки. Компания Motul выступает спонсором многих спортивных команд как мирового, так и местного уровня. В Челябинске сейчас активно развивается авто- и мотоспорт, и те, кто им занимается, имеют возможность получать профессиональные продукты, чтобы защищать свои автомобили и тратить меньше денег на ремонт.
Вот послушал бы я своего товарища и не стал менять масло – сейчас бы изучал маршруты трамваев и троллейбусов. Как приятно довериться профессионалам! Все объяснят, покажут, за тебя сделают – сервис как в Европе! Жаль только климат по-прежнему русский. Кстати, а сдюжат ли иностранные масла наши уральские морозы?
«Конечно! Масла Neste Oil производятся в Финляндии, где такие же суровые климатические условия, как у нас. Сезонные перепады температур от -50° зимой до +35° летом – отнюдь не редкость, так что масла под их режим подходят и под наш, – говорит коммерческий директор ООО «МАКРУС» Руслан Насыров. – Запуск и работа техники в этих условиях предъявляют очень жесткие требования к смазочным материалам, и масла Neste Oil полностью с ними справляются». Существуют масла с индексом LongLife, которые позволяют значительно увеличить интервал между заменами. Производители рекомендуют делать это через каждые 15 тысяч км пробега, а Longlife увеличивает интервал до 30 тысяч. Это распространяется на новые типы двигателей, а в особенности для автомобилей, в которых используется фильтр твердых частиц выхлопа дизельных двигателей.
Высококачественные смазочные материалы Neste Oil изготавливаются в основном из собственных базовых масел Nexbase. Многие мировые производители пользуются Nexbase для создания собственных продуктов. Современные продукты Neste Oil обеспечивают продленные периоды между заменами масла, экономию топлива, защищают двигатель и в конечном счете сокращают затраты на содержание автомобиля.
Подведем итог. Масло надо менять не реже, чем рекомендует производитель, то есть через 10-15 тысяч километров пробега в зависимости от конкретного автомобиля. Не надо забывать, что мы живем в России, где суровые морозы от нестерпимой жары может отделять всего один месяц, дороги оставляют желать много лучшего, а в качестве бензина можно быть уверенным, только если владелец заправки – твой близкий родственник. Поэтому отдавать предпочтение среди масел стоит синтетике и полусинтетике либо пользоваться минералкой, но менять ее не реже чем каждые полгода. Также нежелательны длинные интервалы между заменами на масле с низким щелочным числом. А еще необходимо помнить, что в турбированном двигателе масло теряет свои свойства в четыре раза быстрее.
Благодарим ведущего проекта Ивана Шмелева.
Фото: Видео Евгения МОЛЧАНОВА и Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Сергея КАБАКОВА