Осенне-зимний период традиционно считается наиболее аварийноопасным для автолюбителей – плохие погодные условия, скользкая дорога и налипающий на лобовое стекло мокрый снег не располагают к беспечному вождению, к которому большинство водителей привыкают за лето. Вносят свою лепту также раннее наступление темноты и сезонный недостаток солнечного света, ведущие к повышенной дневной сонливости, что особенно опасно для тех, кто за рулем.
Всем известно, что внимательность на дороге – это одно из основных правил безопасного вождения. Снижение концентрации внимания всего на несколько секунд может привести к ДТП. Такие данные приводят американские исследователи, подсчитавшие статистику аварий, происходящих на дорогах США. Большинство американских водителей оснащают свои автомобили видеорегистраторами, которые не только снимают то, что происходит снаружи, но и записывают на видео салон и находящегося за рулем водителя. Посекундное сопоставление подобных записей помогло подтвердить теорию о том, что усталый водитель намного чаще нарушает правила дорожного движения, зевая или отвлекаясь от дороги. А те, кто рискует на несколько секунд закрыть глаза, как правило, теряют управление автомобилем – от незначительного изменения траектории движения машины до полноценного выезда на встречную полосу или в кювет.
Если верить мировым статистическим данным, 20% ДПТ происходит из-за заснувшего за рулем водителя. Здесь нужно отметить, что чаще всего водители попадают под власть так называемого микросна – короткого отключения сознания от нескольких секунд до минуты с полной потерей контроля происходящего.
Отличительной особенностью микросна является его неочевидность для засыпающего – водителю кажется, что он просто «медленно моргнул». В состоянии острой усталости, которой сопровождается приступ микросна, отмечается снижение самокритики – водитель не замечает, что нарушает ПДД, или же эти нарушения кажутся ему незначительными. Например, он может перестать строго придерживаться своей полосы или следить за спидометром, снижая скорость для соблюдения дистанции.
Нужно отметить, что многие водители с большим стажем считают, что их опыт вождения не даст им уснуть за рулем. Это распространенное заблуждение. Многочисленные исследования доказывают, что утомленного водителя неминуемо настигнет императивное засыпание (микросон). К сожалению, этому состоянию невозможно противостоять.
Что же может привести к сонливости, с которой не может справиться опытный ответственный водитель? Отсутствие полноценного отдыха? Долгое пребывание за рулем? Давайте разберемся.
Вы будете удивлены, однако норма сна индивидуальна для каждого. Известные всем восемь часов сна – очень усредненная цифра. Современная медицина устанавливает норму от 4 до 12 часов в сутки – в зависимости от индивидуальных потребностей организма. Таким образом, кому-то достаточно 5-6 часов ночного сна, чтобы весь день чувствовать себя отдохнувшим, а другим жизненно необходим 10-часовой сон – и это отнюдь не прихоть.
В больших городах норму сна зачастую диктует темп жизни. Молодежь часто пытается спать как можно меньше, считая сон пустой тратой времени. Иначе как можно совместить в одних сутках и утомительную работу с раннего утра, и зажигательную вечеринку в ночном клубе? К сожалению, даже молодой организм не всегда справляется с подобной нагрузкой, компенсируя нехватку ночного отдыха повышенной дневной сонливостью и снижением работоспособности.
Однако даже если вы «досыпаете» свою норму сна, длительное непрерывное нахождение за рулем также приводит к сонливости и снижению концентрации внимания.
Прием снотворных препаратов при бессоннице также может приводить к сонливости за рулем. Часто люди, страдающие бессонницей, принимают снотворные препараты с длительностью действия 12-18 часов. И следствие – выраженная сонливость днем.
Также помимо перечисленных причин существуют определенные физиологические расстройства, которые приводят к сонливости за рулем. Наиболее распространенными являются нарколепсия и синдром апноэ во сне. Нарколепсия – это редкое заболевание, которое характеризуется нарушениями ночного сна, дневными приступами непреодолимой сонливости и внезапного засыпания. Если больные нарколепсией встречаются нечасто (три случая на миллион), то синдромом остановок дыхания (апноэ) во сне страдает каждый восьмой мужчина старше 30 лет. Апноэ во сне приводит к хроническому кислородному голоданию и недосыпанию, что плохо сказывается на общем состоянии здоровья, поднимая дневную сонливость до критического уровня.
Как избежать засыпания за рулем
Знайте свою норму сна и уделяйте сну достаточное количество времени. Норму можно определить во время отпуска – хорошо высыпайтесь в течение пяти дней и засеките время сна на шестой и седьмой день. К этому времени вы отдохнете достаточно и получите наиболее достоверный результат.
Хорошо отдохните перед тем, как отправляетесь в дорогу. Это лучший способ предотвратить засыпание за рулем.
Не отправляться в дальнюю дорогу в те часы, когда вы обычно ложитесь спать, или если вы устали. Если ваш организм привык к определенному режиму сна и бодрствования, вы, скорее всего, не сможете легко преодолеть естественную сонливость.
Делайте перерывы в вождении через каждые 150-200 км для того, чтобы выйти из автомобиля и размяться. Выполните несложные упражнения, умойтесь или разотрите пальцами ушные мочки.
Будьте аккуратны на дороге в период с 16:00 до 17:00 часов. Это время биологического спада – в эти часы может особенно остро проявиться сонливость за рулем.
Откажитесь от приема тяжелой пищи непосредственно перед или во время поездки. Вспомните, как вас клонит в сон после сытного обеда.
Если вы страдаете бессонницей, не принимайте решения о приеме снотворных самостоятельно. Лучшим вариантом будет, если врач подберет для вас препарат с минимальным последействием в утренние часы. Обратите внимание на длительность действия препарата. Оно ни в коем случае не должно превышать вашу норму сна!
Если вы заметили, что несмотря на выполнение общепрофилактических рекомендаций вы не чувствуете бодрости утром, а после обеда у вас появляется сонливость, не откладывайте визит к врачу. Возможно, у вас одно из расстройств, вызывающих сонливость, и это состояние требует медицинской коррекции.
Наталья БЕЛИНСКАЯ, главный врач Центра медицины сна, руководитель программы «Не спи за рулем!»