Пешеходов, разгуливающих по неосвещенным дорогам в темное время суток, обяжут носить фликеры. Тех, кто откажется «засветиться», будут штрафовать. Соответствующие поправки в Правила дорожного движения в скором времени разработают депутаты Мосгордумы, в дальнейшем данное нововведение планируется внести на рассмотрение в Госдуму.
Правда, пока размеры данного штрафа не определены. Как рассказала «Известиям» председатель комиссии Мосгордумы по безопасности Инна Святенко, если такое нарушение будет зафиксировано в ходе массового мероприятия, то ответственность ляжет на плечи организаторов.
На рассмотрение в федеральный парламент законодательная инициатива поступит после того, как депутаты Мосгордумы обсудят нововведение на заседании комиссии по безопасности и вынесут его на обсуждение в экспертный совет Госдумы.
Использовать светоотражающие элементы в темное время суток правила дорожного движения предписывают и сейчас. Однако до сих пор эта норма носит только рекомендательный характер и не пользуется популярностью. Придав ему статус обязанности, законотворцы надеются снизить количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов.
Фликеры – световозвращающее устройство обеспечения безопасности пешеходов в темное время суток. Крепить фликеры нужно прежде всего на одежду и аксессуары сбоку, поскольку вы переходите дорогу перпендикулярно потоку, а не в лоб. Если фликер в форме подвески, можно закрепить его на рюкзак – отсюда покачивающийся «фонарик» будет различим для водителей с обеих сторон. Если вы идете по краю проезжей части (а пешеходы в этом случае должны следовать навстречу движению), лучше закрепить световозвращатель на груди, на поясе. Полезно устанавливать фликеры и на велосипеды, которые также мало различимы в темноте. А велосипедистам – надевать яркую одежду со светоотражателями. Родителям можно закрепить фликеры на коляски.
По данным статистики, с января по ноябрь 2013 года на российских дорогах случилось 24 971 ДТП с участием пешеходов. В данных авариях погибли 4524 человека и 21 575 пострадали. «В Челябинской области за 11 месяцев текущего года при включенном искусственном освещении произошло 894 ДТП с участием пешеходов, в которых 103 человека погибли и 1116 получили различные травмы, – сообщают в пресс-службе УГИБДД Челябинской области. – При не включенном искусственном освещении произошло 60 ДТП, в которых 22 человека погибли и 66 были травмированы. На участках, где отсутствовало освещение, зафиксировано 451 ДТП. В них 168 человек погибли и 472 были травмированы».
В Европе и в соседней Белоруссии, где ношение пешеходами светоотражающих фликеров контролируется весьма жестко, подобные правила действуют уже не первый год. И это не удивительно, ведь такие меры позволяют снизить число аварий с участием пешеходов на 30-35%. По оценке Госавтоинспекции при использовании светоотражателей в темное время суток водитель может увидеть пешехода на расстоянии до 400 метров. При нормальных условиях (средняя скорость реагирования, движение авто с ближним светом по городу на скорости до 60 км/час) риск наезда на человека сокращается в шесть-восемь раз.
Темная одежда и отсутствие каких-либо светоотражающих элементов делают человека абсолютно неприметными для автомобилиста, поэтому взрослым рекомендуется отдавать предпочтение более яркой одежде, а детям – носить светоотражающие значки, специальные браслеты или нашивки на сумки и рюкзаки. Еще одно правило – не пользоваться наушниками, поскольку это отвлекает от дорожной ситуации и снижает концентрацию внимания.
ГИБДД Челябинской области напоминает, что в темное время суток передвигаться необходимо по пешеходным дорожкам, а в случае их отсутствия – по обочине проезжей части во встречном направлении к транспорту. Водители в свою очередь обязаны выбирать скорость движения, соответствующую условиям, в том числе и ограниченной видимости.
К сожалению, сегодня в нашей стране фликеры распространяются в основном в ходе акций. Найти их также можно в некоторых книжных и канцелярских магазинах. Но, согласитесь, желающих приобрести столь необходимую вещицу было бы значительно больше, если продажи были организованы в газетных киосках или у касс гипермаркетов. По словам председателя межрегиональной ассоциации «Союз пешеходов» Владимира Соколова, в ходе акций люди, многие из которых впервые видят фликеры, берут их с удовольствием.
Фото: Фото с сайта Forum.velomania.ru