Социальные автозаправки и талоны на бензин предлагает ввести президент Союза нефтепромышленников России Геннадий Шмаль. По его мнению, эта мера защитит большинство населения от ожидаемого роста цен на топливо, который к концу года составит примерно 10%, то есть 2–3 рубля за литр.
По задумке инициатора для автолюбителей следует ввести социальную норму, к примеру 150–200 литров в месяц, в пределах которой стоимость бензина будет отпускаться вдвое дешевле – то есть 15 рублей за литр. А топливо сверх нормы автомобилистам придется покупать по рыночной, заведомо более высокой цене.
В начале февраля, по данным челябинского УФАС, самый дешевый бензин марки АИ-92 продавался по 27,5 рублей за литр. Самый дорогой бензин данной марки стоил 28,65 рубля за литр. В тоже время потребительская цена на бензин АИ-92 в столице России варьировалась от 29,20 рубля до 30,45 рубля за литр.
Другой вариант – создать сеть социальных заправок с низкими ценами для малоимущих граждан и для определенной категории пенсионеров. Еще один вариант – выдавать талоны на топливо, которые должны будут получать не только социально незащищенные группы граждан, но и индивидуальные предприниматели. «При этом надо сделать так, чтобы бензин был доступен для всех слоев населения и не создавалась напряженность в обществе», – поясняет свою идею Геннадий Шмаль.
«Эта инициатива больше походит на скрытую форму повышения цен на бензин, чем на заботу о населении, – считает водитель такси Алексей Гончаров. – По всей видимости стоимость сверх нормы будет в разы больше, чем сегодняшние 30–33 рубля за литр. Введение социальных норм попросту развязывает руки монополистам в дальнейшем повышении цен на топливо».
В своей инициативе президент Союза нефтепромышленников ссылается на опыт других стран, где розничные цены на топливо так или иначе регулируются государством. В качестве примера он приводит Иран, где существует социальная норма – 200 литров в месяц. По мнению Шмаля, в данную норму может вполне уложиться владелец «Жигулей». При этом соцнорма для разных регионов России может разительно отличаться – в северных районах страны она может быть вдвое выше, чем в южных.
«Среднестатистический россиянин проезжает на автомобиле 20 000 километров в год, или 50 километров в день. Если расход топлива составляет около 10 литров на сотню километров, то норма в 200 литров в месяц вполне достаточна, – заключает челябинская автомобилистка Елена Бочарова. – Если норму выдадут на всех, в том числе на несовершеннолетних, поскольку своих детей мы тоже возим и ездим по их делам, то будет хорошо. Но это нереально».
Что касается потребительских цен на бензин в 2013 году, то за прошедший год в России они выросли на 7,6%. Средняя цена российского бензина составила 32,6 рубля за литр. Рост цен на топливо, несмотря на снижение стоимости нефти, объясняется повышением в 2013 году акцизов. По данным союза нефтепромышленников, налоги и акцизы сейчас составляют до 60 процентов от стоимости бензина. Эти затраты производители перекладывают на потребителей.
Председатель Топливной ассоциации Челябинской области Владимир Гришин сомневается в рациональности и эффективности данных мер, ссылаясь на непредсказуемые последствия введения талонов.
Многие эксперты идею с талонами также не поддерживают. По их мнению, введение талонной системы может привести к тотальному дефициту, появлению новых коррупционных схем и спекуляции талонами.
Яркий тому пример – опыт Соединенных Штатов Америки, где стали проводить выдачу разного рода социальных пособий. По результатам прошлого года выяснилось, что значительную часть пособий получали люди с миллионными и миллиардными состояниями, потому что они формально нигде не работают. Дело в том, что достаточно сложно определить, кто малоимущий, а кто нет.
Пока Союз нефтепромышленников выискивает способы облегчить жизнь малоимущим автомобилистам, в Кыштыме еще в 2013 году владелец одной из местных АЗС провел необычную акцию – на протяжении всего года он предлагал автомобилистам менять кровь на бензин. Тому, кто принесет справку из центра переливания крови, сотрудники заправочной станции бесплатно заливали 10 литров 92-го бензина. Только за первые месяцы проведения акции посещаемость пункта переливания крови заметно повысилась. Известно, что донорами стали порядка 500 человек, а за бесплатным бензином пришли только 300.