Авто Менять или подождать?

Менять или подождать?

Знакомый, занимающий высокий пост в одном из банков, владеет BMW X3 прошлого поколения и размышляет: есть ли смысл его менять? По его оценкам, стоимость не превышает 700 тысяч рублей, но автомобиль объективно неплох. Зуд обновить машину идет рука об руку с тем фактом, что причин делать это нет. И ситуация весьма типична.

У всех, кто хотел машину, она уже есть. И почти у всех есть импульс сменить ее. Даже если мы не рыщем по автосалонам, то составляем мысленный short-list кандидатов впрок – по крайней мере, все мужчины делают так.

Имеет ли смысл менять автомобили так часто, как делаем это мы, россияне? По статистике, это происходит раз в четыре с половиной года, причем для иномарок срок еще меньше и примерно совпадает с истечением гарантии. Три года – новая машина.

Я составил список популярных причин к смене автомобиля и задумался над их обоснованностью.


Покупать кроссоверы многих толкает погоня за пространством в салоне и толерантностью к плохим дорогам

Объективные

Погоня за функционалом. Иногда мы меняем машину ради объективных качеств. Устал осторожничать в разбитых дворах – покупаешь кроссовер. Приросло семейство – выбрал компактвэн. Стал чаще ездить по трассе: сменил машину ради более мощного мотора.

Это рациональная причина, и наверное, во многих случаях такой шаг обоснован. Если в семье шесть человек, понятно, что пятиместка может не устроить.

Но я почти убежден, что эта причина в чистом виде встречается не так часто, и куда больше случаев, когда она маскирует один из субъективных мотивов, о которых ниже.

Риски дорогого ремонта. Чем старше машина, тем больше технических проблем. Сегодня новые машины примерно одинаково надежны, и основная разница в качестве начинает проявляться через 100 000 км пробега. И для многих это сильная мотивация к смене: человек привыкает тратиться на техобслуживание раз в год и не хочет возвращаться в непредсказуемый и загадочный мир российского автослесаринга.

Эту причину я слышу чаще всего. Зачем меняешь авто? «Мне кажется, он скоро сыпаться начнет... Боюсь, потом вообще не продам...» Думаю, в этом есть доля лукавства. Если исключить убитые экземпляры, при нормальной эксплуатации автомобиль если и требует замены деталей, то не самых дорогих: сцепление, амортизаторы, колодки. Во многих случаях общие расходы на новый автомобиль во много раз превышают потенциальные вложения в ремонт подержанки. Особенно, если учесть кредит, страховку каско, недешевое дилерское обслуживание и особенно потерю стоимости.

Поэтому боязнь ремонтов редко встречается в рафинированном виде, и является лишь одним из провокаторов процесса.

ДТП. Наверное, единственная бесспорная причина для быстрого избавления от машины – это серьезное ДТП. Иногда восстановить дешевле, но психологически тяжело ездить на автомобиле, который пережил сильный крэш, да и не всегда безопасно.

Субъективные

Любопытство. Коль скоро новые модели выходят чаще, чем у нас рождаются дети, а реклама обещает «прямо вау», очень хочется сменить машину ради самого процесса смены. Это сродни желанию многих отбыть за границу на ПМЖ: толком и не знаешь, что ждет, но однозначно убежден – там лучше.

Поскольку в силу профессии я перепробовал машины разных классов, во мне окрепло убеждение, что любопытных ждет разочарование. Конечно, все зависит от масштаба скачка: если пересесть со старых «Жигулей» в новую «Короллу» (да даже «Нексию»), почувствуешь себя, как в раю. Или если сменить Ford Focus на BMW X3.

Но если не брать столь экстремальные варианты, то эмоции будут более блеклыми, чем предполагает разница в цене. Новая машина, возможно, будет крупнее и чуть проходимее, но все это, скорее, осознаешь, чем ощущаешь.

Отличия в машинах разных классов существенно скромнее, чем возможности человеческого организма по адаптации (именно поэтому некоторые чувствуют себя в «Жигулях» так же уверенно, как кто-то – на BMW X5). Инженеры выжимают проценты характеристик тут и там, но к «хорошим» процентам мы быстро привыкаем, а к «плохим» становимся нечувствительны благодаря умению приспосабливаться. И через две недели от упоения новой машиной может не остаться и следа. Вспоминаешь старую и думаешь: на кой черт связался?

Китч. Новая машина, даже без объективной необходимости, это знак окружающим: «У меня все хорошо. Я не стою на месте. Меня ценят». Новая машина – это знак самому себе, этакий километровый столб на карьерном пути. О ней приятно рассказать друзьям (по возможности невзначай), приятно созерцать в окне, приятно сажать в нее детей, попутно вспоминая, как хорошо было в старой с ее немарким салоном.

Поиск идеала. Еще один сильный мотив, который свойственен в основном мужчинам, с детства мечтавшим о какой-нибудь машине. В те годы у них сформировался образ идеального авто, этакой автомобильной половинки самого себя, и коль скоро реальные машины зачастую слишком пластмассово-железные, и не соответствует той мечте, человек может искать ее методом перебора достаточно долго. Слышал подобные рассказы от владельцев «Мерсов» и «БМВ»: мол, пробовал то и сё, но как сел на эту машину, сразу понял – моё!

Есть деньги. Типично российская черта. Завелась сумма – допустим, 300 тысяч рублей. Что с ней делать? Если деньги шальные, можно оставить на черный день или положить в банк. Если ожидаешь, что будет еще – хочется потратить. Вариантов не так уж много: на квартиру не хватит, для отпуска жирновато. «Поменять машину» – самый очевидный вариант, даже если ничто не говорит в его пользу. Как раз хватит, чтобы сдать пятилетний Focus в пользу нового «Гольфа».

Менять или подождать?

Складывается впечатление, что средний класс россиян при смене машины руководствуется больше субъективными причинами. Сформулируем так: объективный порог смены автомобиля для большинства – лет пять-семь, но субъективные причины сокращают его раза в два.

Хорошо это или плохо? В целом, неплохо, если исключить варианты с дикими кредитами и прочей нечистью. Это дает толчок экономике и ведет к постепенному обновлению автопарка (еще бы наладить систему утилизации хлама).

Однако такая ветреность – явление временное, и скоро влияние субъективных факторов сойдет на нет. В каком-то смысле мы станем ближе Европе, где мотивы к смене автомобиля более рациональны.

В ближайшей перспективе ажиотаж снизит начавшееся подорожание автомобилей: так, цена Renault Duster поднялась в среднем на 12 тысяч, Hyundai Solaris – на 9 тысяч. С 10 февраля переписал прайсы Opel: ходовые модели подорожали примерно на 20 тысяч. И это далеко не полный список. Стоимость машин корректируют или планируют сделать это почти все производители, что связано как с изменением курсов валют, так и введением утилизационного сбора. И это не считая растущей стоимости владения из-за цены бензина, экологического налога и нового ОСАГО.

Становится меньше возможностей, но становится и меньше желания. В нулевых мы чувствовали себя, как пятилетние в «Детском мире»: от доступности и многообразия новых игрушек разбегались глаза. Но потребительская эйфория постепенно сходит на нет, и мы начинаем видеть в автомобиле не только воплощение мечты со вкладыша жвачки Turbo, но очередной продукт с тщательно отмеренным набором качеств. И за каждое нужно платить, в том числе за те, которые лично вам не очень нужны.

Ну так все-таки, менять или подождать? Мой ответ – меняйте. Если есть возможность и желание – меняйте. Потому что скоро может не остаться либо одного, либо другого.

Фото: Фото Олега КАРГОПОЛОВА и Артема КРАСНОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
260
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Рекомендуем
Объявления