С приходом зимы российские байкеры вынуждены ставить мототехнику на прикол и ждать, когда весна подсушит асфальт. Особо «отпиленные» мотоциклисты не впадают в спячку, а пересаживаются на одно колесо – уницикл.
На первый взгляд мотоцикл с одним колесом выглядит, честно говоря, странно. Но на второй и третий взгляды – уже нет. То, что со стороны выглядит помешательством на фоне мототоксикоза, является признанным во всем мире спортом. А чемпион мира по гонкам на унимото и рекордсмен Книги Гиннесса, который недавно одержал очередную уверенную победу, живет с нами рядом – в Челябинске.
35-летний Роман Колтаков, который с 13 лет занимается мотокроссом, уже шесть лет вместе с единомышленниками проталкивает унимото в России. В 2012 году на соревнованиях в Тольятти челябинский унигонщик показал феноменальное время – 2:38 – и побил мировой рекорд, который еще в 2002 году установил немец Алекс Рот.
Унимото – мотоцикл без переднего колеса, к которому приварены металлические лыжи.
Унимото является самой мини-травматичной дисциплиной мотоспорта. Суть гонки – проехать 32 метра (или 100 футов) максимально быстро на одном колесе. Для устойчивости техники в конструкции унимото предусмотрены лыжи. Задача унигонщика при старте – поставить унимото на дыбы и, не касаясь земли передними лыжами, проехать по трассе. Опустить лыжи на землю можно только после финиша. От переворота агрегат оберегают специальные упоры, вдобавок к этому в конструкции унимото предусмотрена специальная чека, которая крепится на запястье гонщика и в случае его падения отключает двигатель унимото.
Унимото или драг-рейсинг на одном колесе изобрел в 1988 году американский байкер Вильям Нассау, более известный как Сайдкар Вилли. Идея этого спорта весьма проста: проехать на уницикле, собранном в своем гараже за пару сотен долларов, расстояние в 32 метра (100 футов) на одном колесе. Опасно балансируя на одном колесе, унимотоциклисты сталкиваются с трудной задачей: удержать свои мотоциклы прямо и проехать расстояние за максимально короткое время.
Летние гонки не отличаются от зимних – вместо шипованного колеса ставится гравийное.
Для своего детища – «гонок на мотоциклах со свалки» – Сайдкар Вилли даже разработал десять заповедей. Основная из которых гласит, что все силовые агрегаты должны быть по крайней мере пятилетнего возраста. Постройка уницикла доступна каждому: берете старый движок и одно колесо, а остальное – плод вашей фантазии. Трасса – любое поле или ледовая площадка. Главное условие – поверхность должна быть не мощенная.
Хотя спорт зародился в США, он вскоре быстро распространился по всей северной Америке и Европе, где первые гонки прошли в 1994 году в Швейцарии. Сегодня разнообразные мероприятия с участием унимото от международных до маленьких локальных проходят по всей Европе.
Российские мотоциклисты подхватили идею в 2004 году. В том же году в Тольятти прошли первые соревнования на унициклах, спустя год после этого зародилось Российское сообщество унимотоциклистов. С тех самых пор популярность унимото в России растет, и уже на сегодняшний день реестр унигонщиков насчитывает порядка 80 человек из 29 городов страны. К 2012 году россияне уже выиграли чемпионат Европы, побили мировые рекорды и рекорд Книги Гиннесса.
Унигонщики распределяются на шесть классов. Первый класс – rocket. Унимото с реактивным двигателем (еще ни один участник в мире не доехал до финиша). Второй класс – электро. Третий класс – от ноля до 199 куб. см. Четвертый класс – от 199 куб. см до 375 куб. см. Пятый класс – 375 куб. см до 750 куб. см. Шестой класс – от 750 куб. см до безлимита.
Американское сообщество унимотоциклистов внимательно следило за развитием унимото в России, отмечая успехи и нововведения. Российские унигонщики первыми в мире стали гоняться по льду.
Подобные соревнования в России проходят в европейской части страны – Подмосковье, Ярославле, Самаре и Тольятти. В Челябинской области подобные соревнования организовывать пока некому.
На первые свои соревнования челябинец Роман Колтаков отправился в 2008 году. Пока форумчане ломали голову, как правильно сделать уницикл, Роман вооружился инструментами и на раз переделал свой Suzuki Katana в одноколесный аппарат. Попробовать свои силы Роман отправился на зимний мотослет SnowDogs на территории «Самарской Луки», в рамках которого и прошел российский чемпионат по Унимото. В итоге Роман показал лучшее время и занял первое место. Это подстегнуло челябинца на новые свершения.
«Самое главное – построить быстрый и точный унимото. С недавних пор мне помогает челябинское подразделение байкерского клуба «Ночные волки», которые приобрели мне английский байк Triumph. Я его перестроил и заточил под себя, – рассказывает Роман. – Последние соревнования, а именно второй ледовый чемпионат мира по гонкам на унимото, прошли 25 января под Самарой в рамках зимнего мотослета SnowDogs. Мы очень хотели, чтобы в этом году приехали европейцы. Мы предлагали им за свой счет доставить технику, но они отказались. Они не воспринимают лед и зовут нас к себе. Придется летом ехать. Перед выездом пройдут отборочные гонки. Поедет тот, кто победит. Я еду без вариантов».
Фото: Фото Андрея ИСАКОВА, Владимира КОЛОВА, Михаила СВИРИДОВА и из личного архива Романа КОЛТАКОВА