Когда блондинке предлагают выйти замуж, она говорит: я подумаю. Наверное, это единственный случай в жизни, когда блондинка включает мозги. «Я надеюсь, вы уступите даме место рядом с водителем?» – сказала мне миловидная девушка средних лет, когда мы садились в Land Rover. Вот здесь она явно не подумала! Когда внедорожник взлетел на гребень песчаной дюны, а затем рухнул вниз, дамочка заорала, как озабоченный африканский слон! Весь ужас этой ситуации оказался у неё перед глазами, на первом плане. Впрочем, тем, кто сидел у неё за спиной, было не менее страшно.
Автомобиль с обочины
Сафари в пустыне – развлечение для туристов. Испанский гонщик Мои Торраппардона (фамилию, пожалуй, не запомнишь и с третьего раза!) мчался по пустыне Руб-Эль-Хали совсем не для того, чтобы пощекотать себе нервы. Горячий испанец сел за руль Land Rover Sport (510 л/с), чтобы преодолеть 849 километров при температуре 50 градусов и доказать, что управляет самым надежным и проходимым автомобилем в мире. Что, собственно говоря, Торраппардоне и удалось сделать – он финишировал через 10 часов 22 минуты без единой поломки и показал среднюю скорость 82 км/час. И это при том, что на пути пришлось преодолевать дюны высотой 850 футов! Кто бы мог подумать, что такое возможно? Никто, даже братья Уилкс.
Когда вы делаете детей, вы, конечно, не знаете, что в итоге получится. Но, занимаетесь этим делом с удовольствием. Братья Спенсер и Морис Уилкс, управлявшие компанией Rover, даже не подозревали, какое чудо у них может получиться. В послевоенные годы, когда промышленность Англии начала понемногу оживать, они решили выйти на рынок с простым и дешевым автомобилем, который бы требовал для своего производства самый минимум листовой стали. Чтобы особо не заморачиваться (всё лучшее уже изобретено, нужно лишь умело переделать по-своему!), братья решили взять за основу американский автомобиль Willis Jeep. Морис считал, что это будет промежуточный вариант, который поможет компании продержаться до тех пор, пока правительство не ослабит жесткие квоты на металл. Он же и придумал название новой машине – Land Rover.
В конце 1940-х потребность в алюминии резко сократилась, и он стал дешевле стали. Конструкторы Land Rover решили использовать для производства кузова алюминиевый сплав Birmadright. Обрабатывать мягкий металл было не так трудно, как сталь (это снизило затраты на производство), да и сам автомобиль стал более лёгким, чем конкуренты. Далее инженеры сэкономили на раме, которую сваривали из кусков стального лома. Как ни странно, но в итоге получилось чрезвычайно прочное и надежное шасси! Именно надежность стала отличительной чертой автомобиля братьев Уилкс на все последующие годы. Этот вездеход словно родился на обочине плохой дороги, чтобы с детства не замечать перед собой никаких препятствий! В 1948 году Land Rover появился на выставке в Амстердаме. Интерес к новой машине был огромен. Поражены были все, и в первую очередь сами создатели этого автомобиля!
Открытие Америки
Что только не видел Лувр, и чего только не видели в Лувре! Недавно французские фермеры загнали сюда стадо овец. Французскому правительству чихать на проблемы фермеров, на которые они таким образом старались обратить внимание, и уж тем более на баранов. В знак протеста бараны оставили на полу мировой сокровищницы искусства заметный след и, надеюсь, долгую память.
До сих пор Land Rover остаётся единственной компанией, чей автомобиль был удостоен королевской чести быть выставленным в Лувре. В 1960-е годы маркетологи Land Rover обнаружили, что их компании принадлежит около трети мирового рынка полноприводных автомобилей. Возник вопрос: куда ехать дальше? В компании приступили к разработке автомобиля, который бы предназначался не для городских, а для просёлочных дорог. Вначале предполагалось сделать лишь несколько мелких доработок, однако в итоге проект развился в принципиально новый стиль, рождённый в дизайн-студии под руководством Дэвида Бэча. Так появился Range Rover, спартанский автомобиль, ставший музейным экспонатом Лувра. Заказы на этот автомобиль захлестнули компанию, а Range Rover стал непревзойдённым лидером в своём классе.
Чтобы завоевать мир, нужно покорить Америку. Например, мировая слава Beatles началась после турне по США. Напористый английский Land Rover сначала не смог пробиться на североамериканский рынок. А потребность в таком автомобиле там была. Америка – страна с идеальными дорогами, но её состоятельным гражданам жуть как хотелось иметь комфортабельный и вместе с тем внедорожный автомобиль. Мне, например, было странно видеть в Лас-Вегасе в одном ряду с лимузинами автомобили-монстры с гигантскими колёсами. Возможно, именно такие «бронетранспортёры» позволяли их владельцам чувствовать себя королями: прочь с дороги! Но для того чтобы подвинуть конкурентов на широких американских дорогах, нужно было основательно подготовиться.
Программу запуска на рынок США автомобиля Range Rover назвали Project Eagle («Операция Орёл»). Автомобиль обладал повышенным уровнем комфорта и мог преодолевать самые трудные участки. Обновлённый двигатель позволял мчаться со скоростью 100 миль/час, а разгоняться до 60 миль/час всего за 11,9 секунды. В 1987 году Range Rover успешно ворвался на американский рынок. Объём продаж опять превзошёл все ожидания – маркетологи приятно ошиблись…
Великолепная пятёрка
Что ещё было замечательного в истории Range Rover прошлых, теперь уже далёких лет? Это Discovery, дитя Project Jay, который появился в середине 1980-х и стал первопроходцем в сегменте полноприводных автомобилей. Это Range Rover Classic с 2,5-литровым двигателем BMW – один из лучших образцов автомобильного дизайна. За 26 лет было выпущено аж 317 615 экземпляров. Это Defender, получивший огромную популярность среди американских любителей активного отдыха. Это Land Rover Freelander – в ходе работы над этой моделью конструкторы создали множество уникальных разработок, которые стали частью следующих поколений автомобилей. Это Range Rover Sport, модель, которая по динамическим показателям и управляемости является лучшей в истории компании. 70% автомобилей Land Rover, которые когда-либо были построены, до сих пор служат своим владельцам. В Танзании я путешествовал на машине, выпущенной ещё в 1950-е годы. Старушка едва разгонялась до 80 км/час, но была на ходу и ежедневно пробегала по саванне положенные 200-300 километров.
Land Rover продолжает совершенствоваться. Он не собирается уезжать с рынка. И зачастую ловко обгоняет конкурентов: где напрямую, а где – по обочине. Впрочем, для этого он и создан…
Фото: Фото сайта Landrover.com