За год любители выпустить пар на проезжей части вывели Россию в десятку стран с самым высоким уровнем агрессии на дороге. Если ситуация не изменится, то вскоре количество пострадавших в дорожных конфликтах сравнится с числом раненых и погибших в ДТП. Остановить волну агрессии решили члены Общественной палаты РФ, которые предложили ввести обязательное ежегодное тестирование водителей на эмоциональную устойчивость.
Ролики с дорожными разборками появляются в Сети едва ли не каждый день. Причины конфликтов всегда разные – подрезал, не пропустил, нахамил или намусорил. В ход идет все: кулаки, биты, монтировки, отвертки, лопаты и травматическое оружие. Под раздачу попадают даже пенсионеры. Дорожный беспредел стал эпидемией национального масштаба.
При этом только десятая часть таких буйных водителей имеют психические заболевания. Остальные, по заверениям ученых, в повседневной жизни ведут себя обычно. Но стоит их вывести из себя, и они напрочь теряют контроль. О том, что можно извиниться и решить недопонимание мирным путем, никто не думает, хотя предотвратить конфликт под силу каждому.
Начать перевоспитание общественники решили с водителей пассажирского транспорта. Инициатива продиктована необходимостью повышения безопасности дорожного движения. По мнению Общественной палаты, причины высокой аварийности следует искать в личностных особенностях профессиональных водителей. В частности, на безопасность вождения влияет уровень агрессии и устойчивости к стрессам.
Для выявления данных черт предлагается ввести ежегодное психоэмоциональное тестирование. Тех, кто тест не пройдет, ждет отстранение от управления транспортными средствами. Вот только водители общественного транспорта становятся участниками конфликтов гораздо реже, чем простые автомобилисты.
«Повышенная агрессивность на дороге – проблема не только общественного транспорта, но и такси, и маршрутных автобусов, потому что нет четкого кодекса профессионального водителя. Для многих профессий такие кодексы разработаны. Есть курсы повышения квалификации, которые поддерживают специалистов на определенной планке. Предложили проводить тестирование, а по каким критериям это делать? На мой взгляд, это маленький кусочек серьезной проблемы, – считает председатель Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй. – Во многих странах есть такое понятие, как агрессивное вождение. Но готовы ли мы отдать контроль за этим на откуп сотрудникам ГИБДД? Когда грань определения виновности водителя субъективная и очень тонкая. Пока мы не напишем четкое определение этой грани, все остальное будет профанацией».
В свою очередь, медицинские эксперты полагают, что введение тестирования может дать положительный результат. Особенно это касается случаев, когда человек при трудоустройстве скрывает свои эмоциональные или психические расстройства. Предложение ОПРФ сначала испытают на столичных водителях. Если опыт окажется успешным, то его начнут распространять на всю страну.
По словам психотерапевта Андрея Бабина, выделять культуру водителей в отрыве от общей культуры населения бессмысленно.
«В таком случае тесты могут применить только прожективные, когда эмоции вызываются при помощи провокации. Я не считаю, что из этого что-то получится. К примеру, сотрудники МВД проходят специальные тесты, один из них используется в 40 странах мира. И что мы видим – полицейские проходят тестирование, а количество правонарушений, в том числе тяжелых ДТП с отягчающими обстоятельствами, с их стороны не уменьшается, – говорит Андрей Бабин. – Когда общество озверелое, кого ни копни – водителя или продавца – везде получишь зверскую реакцию. Происходит это потому, что формально мы живем очень плохо, а с трибуны раздается, что жить стало лучше, жить стало веселее. Этот диссонанс бессознательно напрягает людей и отражается во всех отраслях. Считаю, что нужно выстраивать полицейское государство – пока законы не работают, ничего путного из этих начинаний не выйдет».
К похожим мерам было вынуждено обратится в этом году и правительство Латвии, столкнувшееся с проблемой агрессивной езды. Для того, чтобы повысить безопасность дорожного движения, законодатели предусмотрели новый вид исправительных работ для буйных автомобилистов. Согласно январским поправкам, теперь такие водители должны в обязательном порядке посещать группы коррекции поведения.
Однако есть предположение, что инициатива будет заморожена на этапе реализации. Все дело в отсутствии эффективных систем оценки психического здоровья людей. К тому же вряд ли найдется хоть одно ведомство, согласное отправлять каждого водителя на судебно-медицинскую экспертизу ежегодно.
Фото: Видео взято из рубрики «Нарушитель месяца»