Главная причина аварий – превышение скорости. За этот грех в 2014 году наказан каждый второй автомобилист, такие данные опубликовала Госавтоинспекция России. Из-за лихачей происходит приблизительно треть всех аварий на дорогах страны.
Несмотря на постоянные жалобы автомобилистов на плохие дороги, погонять по ним они все же не прочь. Только за восемь месяцев текущего года за превышение скорости было составлено около 29 миллионов протоколов на водителей. А если соотнести эту цифру с количеством зарегистрированных в нашей стране транспортных средств, получается, что практически каждый второй автовладелец получил такой штраф. Результат подобного поведения на дороге – около 13 тысяч дорожных происшествий. При этом в ГИБДД отмечают, что даже при такой внушительной цифре количество аварий на территории РФ по сравнению с прошлым годом снизилось на 64%.
Генеральный директор экспертного центра «Движение без опасности» Вадим Мельников считает, что ситуацию с превышением скорости необходимо решать комплексом мер. Не нужно ограничиваться введением санкций, необходимо улучшать инфраструктуру с точки зрения дорожной безопасности, а также работать с законодательством и повышать культуру поведения на дороге в целом.
Соглашается с экспертом и председатель Челябинского регионального совета ВПП «Автомобильная Россия» Алексей Бруй. «С одной стороны, камеры видеофиксации беспристрастны, но с другой – система несовершенна и допускает очень много ошибок, выписывая незаконные штрафы. Поэтому ограничиваться лишь увеличением количества комплексов не правильно, надо сначала разобраться с работой этих систем, – отмечает Алексей Бруй. – Есть еще одна проблема – обоснованность скоростных режимов. Для каждого участка дороги должно быть прозрачное обоснование скорости, тогда и у автомобилистов не будет вопросов. К примеру, здесь расположена школа, поэтому здесь скорость должна быть 40 км/ч. Делать это нужно всевозможными способами – установкой камер, лежачих полицейских, постов ДПС».
Автомобилисты забывают, что именно высокая скорость чаще всего становится причиной крупнейших ДТП. Даже незначительное превышение скорости в зонах с активным пешеходным движением может привести к серьезным последствиям. По данным Всемирной организации здравоохранения, если скорость транспортного средства на участке дороги с лимитом скорости в 60 км/ч будет превышать эту цифру, то вероятность гибели пешехода в этом случае стремится к 100%. Если же скорость машины будет составлять 55 км/ч, то вероятность того, что пешеход останется жив, существенно возрастает.
Превышение скорости значительно удлиняет и расстояние тормозного пути. По данным ГИБДД России, при увеличении скорости в три раза (с 20 до 60 км/ч) тормозной путь увеличивается в девять раз. В случае, если автомобиль развил скорость 90 км/ч, для полного торможения и остановки ему понадобится порядка 90–100 метров, что является огромным расстоянием и сопоставимо с размерами футбольного поля.
Столь высокий показатель стал результатом отмены штрафа за превышение на 10 километров в час, считает руководитель Школы водительского мастерства Ярослав Федоров. «Это расслабило автомобилистов, ведь предполагается, что в городе можно ездить со скоростью 80 километров в час, за городом – 110. А где 20, там и 30, и так далее. При этом люди не понимают элементарных физических вещей, что автомобиль имеет определенную массу, и с увеличением скорости движения этой массы под действием инерции значительно увеличивается и тормозной путь. В идеале, если мы увеличиваем скорость движения, то мы должны увеличивать и дистанцию до впереди идущего автомобиля. Это даст нам определенное пространство, чтобы среагировать, поскольку надо учитывать и время реакции водителя. А у нас далеко не все профессиональные водители, и время реакции у них большее, чем необходимо в определенных ситуациях. А увеличивать дистанцию либо не хотят, либо не имеют возможности в условиях городского движения. Все это приводит к авариям, большая часть из которых связана с тем, что водитель не успевает на скорости среагировать – затормозить или сманеврировать.
Другой момент – потеря контроля над автомобилем. С увеличением скорости малейшая дестабилизация автомобиля, с чем мы столкнемся с появлением снега, приводит к тому, что его начинает заносить, сносить с дороги, а контраварийные навыки также есть далеко не у всех. Резкое торможение в городе может привести к столкновению с сзади идущим авто, который не успеет остановиться. На трассе резкое торможение может спровоцировать занос, что может привести к вращению машины по проезжей части – авто может вылететь и на встречную полосу движения, и за пределы дороги. В любом случае это будут очень неприятные последствия».
Напомним, в течение 2014 года штрафы выписывают только за превышение скорости более чем на 20 километров в час. Наказание за превышение на 10 километров в час было отменено в 2013 году. На сегодняшний день минимальный штраф за нарушение скоростного режима составляет 500 рублей. Известно, что в сентябре МВД предложило вернуть аннулированный штраф. Идею поддержали в правительстве Москвы. Дата реализации инициативы пока неизвестна.
В свою очередь ГИБДД борется с нарушителями проверенным способом – внедрением систем фото- и видеофиксации нарушений скоростного режима. Комплексы нового поколения будут определять среднюю скорость машин на определенном участке трассы. «По мнению экспертов, это должно побудить водителей соблюдать скоростной режим на всем пути следования, – сообщают в ведомстве. – Впервые подобные системы появились в Англии еще 15 лет назад, и показатели по смертности на дороге снизились на 77%».
К слову, подобные системы уже успешно прошли тестовые испытания и были введены в эксплуатацию в ряде районов Республики Татарстан. И результаты не заставили долго ждать – в местах установки комплексов аварийность снизилась на 15%, а смертность – на 51%.