За последнюю неделю в России спрос на тонировку передних стекол автомобиля заметно вырос. Причина тому вступление в силу поправок в КоАП, смягчающих наказание за данное нарушение. Теперь автовладельцам, затонировавшим лобовое или передние боковые стекла, снятие госномеров не грозит, их ждет лишь штраф в размере 500 рублей.
Санкция в виде снятия государственных номерных знаков окончательно ушла в историю с 15 ноября. Напомним, что эта мера потеряла смысл в прошлом году после вступления в силу Административного регламента исполнения государственной услуги по регистрации ТС. Регламент узаконил изготовление дубликатов номеров частными предприятиями, получивших лицензию от МВД. То есть нарушитель с легкостью мог заказать новые номера за 1,5–2 тысячи рублей, оставив оригиналы «на память» в ГИБДД.
По техрегламенту светопропускание лобового стекла и передних боковых должно быть не менее 70%. Светопропускание прочих не ветровых стекол не нормируется. Запрещена «зеркальная» тонировка. Данные нормы установлены ГОСТ-5727-88 и техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств» (утвержден постановлением Правительства РФ №720 от 10.09.2009 года).
Введенное послабление не означает, что власти легализовали тонировку: штраф в 500 рублей и необходимость устранить неисправность на месте остались. Теоретически инспекторы могут штрафовать особенно строптивых водителей по несколько раз, поскольку правонарушением считается каждое начало движения на тонированном автомобиле. Уехать с пленкой тоже не удастся. Не снимешь тонировку – на устранение отправишься на эвакуаторе.
Сторонники темных стекол часто парируют, что пленка им не мешает. Госавтоинспекция придерживается иного мнения. В ведомстве отмечают, что излишняя тонировка ограничивает обзорность водителю, что нередко приводит к дорожно-транспортным происшествиям и является отягчающим обстоятельством при ДТП.
Так, в понедельник, 17 ноября около десяти часов утра возле дома №41 по улице Лебединского 31-летний водитель Toyota Corolla сбил на зебре 66-летнюю женщину. В результате ДТП пострадавшая получила тяжелые травмы и скончалась на месте. Водитель иномарки имеет водительское удостоверение с 2002 года, за последний год к административной ответственности за нарушение ПДД не привлекался. Известно, что на момент ДТП на лобовое и передние боковые стекла иномарки была нанесена тонировочная пленка, светопропускаемость которой не соответствовала техническому регламенту транспортных средств.
По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК РФ «Нарушение ПДД, повлекшее по неосторожности смерть человека», которое наказывается принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права управлять ТС на срок до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением водительских прав срок до трех лет.
В сводке ГИБДД аварии, причиной которых названа излишняя тонировка, проходят редко. Но это не значит, что такие происшествия не случаются. Простейший пример: тонированная машина ночью при плохой освещенности улетает в кювет. В причинах ДТП, скорее всего, будет указано, что водитель не справился с управлением. Но если вникнуть, то одной из причин стала недостаточная видимость. В темноте, да еще и с тонированными стеклами, водитель просто не увидел границы между дорогой и обочиной. В темное время суток излишняя тонировка на стеклах автомобилей еще больше ограничивает автомобилисту видимость.
Как отмечает автоюрист и преподаватель автошколы Юрий Панченко, темная пленка очень утомительна для глаз. «Применение тонировки уменьшает отраженный от окружающих предметов световой поток, что снижает общую информативность об окружающей обстановке. Водитель вынужден напрягать зрение. В итоге наступает быстрое утомление всего организма. Именно в этом сокрыта причина запрета тонировки в Европе и в России, – поясняет в авторском блоге эксперт. – Тонировка не мешает, когда водитель утром едет до работы, вечером с работы, девочек вечерком катает и т. д. Но стоит поехать куда-то в дальнюю дорогу, и тонировка незаметно начинает проявлять свое действие. Примерно через час нахождения за рулем начинаются неизбежные ошибки – время реакции водителя увеличивается».
Напомним, что закон о тонировке вступил в силу с 1 июля 2012 года, однако повальные рейды по выявлению любителей «темноты» в Челябинске и области стали проводиться лишь с февраля 2014 года. В ГИБДД отметили, что причиной такой задержки стало отсутствие технической возможности, в частности – современных приборов, способных работать от -40 градусов до +40. За этот период тонированные автомобили стали вновь появляться на дорогах Южного Урала. С начала текущего года на областных трассах рейды стали проводиться еженедельно, с пятницы по воскресенье.
Фото: Фото Артема КРАСНОВА и отделения пропаганды БДД ГИБДД г.Челябинска