Законотворцы всерьез взялись за здоровье будущих и действующих автомобилистов. Сперва было предложение отправлять уличенных в пьянке за рулем водителей на принудительное лечение, потом Минздрав разработал четкий список медицинских противопоказаний к управлению ТС, сегодня речь идет о физической подготовке «рулевых». Новый законопроект, подготовленный группой депутатов совместно с ВНИИ МВД, предлагает ввести для кандидатов в водители и автомобилистов, вновь проходящих медкомиссию в связи со сменой прав, собственные нормы ГТО.
ГТО – («Готов к труду и обороне») разрабатываемая программная и нормативная основа физического воспитания населения России. Регулируется «Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Координацию деятельности осуществляет Министерство спорта.
«Хорошая физическая подготовка крайне важна для автомобилиста, наравне с отличным знанием правил дорожного движения и отсутствием медицинских противопоказаний к управлению ТС. От этого напрямую зависит безопасность как самого водителя, так и других участников движения, – сообщается в пояснительной записке к законопроекту. – Далеко не все молодые автомобилисты физически способны справиться с машиной в критической ситуации. То же можно сказать и о водителях более старшей возрастной категории. Но особое внимание физической подготовке важно уделять водителям крупногабаритного, грузового и пассажирского транспорта».
Проектом предлагается ввести в программу обучения автошкол дополнительные часы на физкультуру. Концепция на сегодняшний день выглядит следующим образом: на протяжении всего обучения кандидаты в водители будут посещать спецзанятия продолжительностью от 40 минут до часа. В это время они не будут разбирать особо сложные ситуации на дорогах или отдельные пункты правил дорожного движения. Автошкольники будут бегать, прыгать, подтягиваться и отжиматься. В конце обучения в автошколе студентам также предстоит сдать своего рода экзамен – так сказать, вписаться в автомобильные нормы ГТО. При этом какие именно нормативы будут сдавать будущие автомобилисты – не уточняется. Известно только, что за основу будут взяты общие российские нормы.
Рассмотрим «проходные» результаты по различным видам испытаний для мужчин и женщин от 18 до 24 лет. Эти нормы, в случае принятия закона, могут стать обязательными к сдаче молодыми водителями при получении их первых прав. Для категории «пожилой водитель» лучше всего подойдет возрастной диапазон в 50–54 года.
Кстати, не обговаривается в тексте законопроекта и то, что будет в случае «завала» экзамена по физподготовке.
Максимально кратко прописан регламент сдачи «автоГТО» и для уже действующих автомобилистов. Тесты на физическую форму предлагается ввести дополнительной строкой в медкомиссию, которую каждый водитель должен проходить при смене прав.
«На самом деле, идея очень даже неплохая. Сходу можно придумать сразу несколько ситуаций на дороге, при которых хорошая физическая подготовка водителю будет только на руку, – считает инструктор одной из челябинских автошкол Андрей Федоровский. – Элементарно – сменить колесо, вытолкнуть машину, увязшую в грязи, да много чего еще. Кроме того, спорт дисциплинирует человека, делает его более выносливым, внимательным и положительно влияет на скорость реакции. Надо ли говорить, что водителю все это необходимо? Другой вопрос, как законопроект реализовать. В автошколах это сделать, в принципе, не сложно. А вот что касается сдачи нормативов уже бывалыми водителями – тут сложнее. Ну где они будут бегать-прыгать? И кто будет принимать этот физкультурный экзамен?»
В челябинскую Госавтоинспекцию новости о возможном введении экзамена на физподготовку для водителей дошли только сегодня. Поэтому однозначное мнение об инициативе у представителей местных силовых структур сформироваться еще не успело.
«В первый раз слышу о такой инициативе и, честно говоря, не думаю что сдача нормативов ГТО так уж нужна и важна всем водителям, – поделился своим мнением заместитель начальника ГИБДД Челябинска Алексей Горшков. – Сотрудники полиции как силовой структуры по долгу службы должны следить за своей физической формой. Мы регулярно занимаемся спортом, сдаем промежуточные тесты, а в конце года всегда проводится промежуточная аттестация по физподготовке. Это, безусловно, идет на пользу не только в плане профессиональной деятельности, но и элементарно для здоровья полезно. Но нужно ли обязывать делать это всех будущих водителей, а также меняющих права опытных автомобилистов – большой вопрос».
С 1 апреля!
Фото: Инфографика Эдуарда Фадюшина