24 июля суббота
СЕЙЧАС +16°С

Рынок запчастей: проверка кризисом

Поделиться

Экономические сотрясения 2014–2015 годов негативно сказались на автомобильном рынке. По данным аналитических агентств, уровень продаж новых автомобилей снизился в среднем на 25%, а для отдельных брендов – до 70%.

Как снижение покупательской способности на рынке новых и подержанных автомобилей может повлиять на продажи запчастей и автокомпонентов? Насколько страшен кризис? Повлияют ли санкции на поставки запчастей в Россию? И насколько развито импортозамещение в сфере автокомпонентов?

Разобраться в ситуации помогут эксперты:

  • Лысов Роман Владимирович, директор ООО «Автолига» (Автолига74.рф),
  • Майоров Дмитрий Владимирович, руководитель интернет-магазина «Челзап» (Челзап.рф),
  • Тришин Андрей Алексеевич, директор магазинов «Фокус» и «ФранцПарк».
  • Бажанов Владимир Николаевич, руководитель розничных продаж сети магазинов «Автолайн»
  • Шильцов Виталий Борисович, заместитель директора ООО «Автоэкспресс» (Автоэкспресс74.рф)

Удержать цены – задача не из лёгких

Падение рубля привело к росту цен на запчасти и комплектующие. В среднем запчасти подорожали на 50-60%, однако произошло это неравномерно. Например, цена на фильтры уже с октября 2014 года резко взмыла вверх, в то же время менее популярные автокомпоненты до сих пор предлагаются практически по докризисным прайсам.

«На некоторые позиции цены выросли до 100%, однако на объемы поставляемой продукции экономические потрясения не повлияли. Самое ощутимое, на мой взгляд, это подорожание синтетических масел, – добавляет директор магазинов «Фокус» и «ФранцПарк» Андрей Тришин. – Например, если в октябре 2014 года цена на пятилитровую канистру масла FORMULA F 5W30 составляла 990 рублей, то на сегодня у нас оно стоит 1690 рублей, а в некоторых магазинах доходит до 2200 рублей за канистру».

В этой ситуации перед магазинами встал вопрос: сократить свою прибыль, но не пугать покупателя резко выросшей ценой, либо не залезать к себе в карман, но рисковать потерей части клиентов. Здесь каждый продавец решает за себя.

«Мы стараемся сдержать цены для покупателей за счет сокращения собственной прибыли. Такое решение было принято потому, что резко возросшие цены могут негативно отразиться на лояльности покупателей к магазину», – комментирует руководитель розничных продаж сети магазинов «Автолайн» Владимир Бажанов.

Однако, несмотря на маркетинговые ходы, автомобилисты реально ощутили последствия кризиса. «Из-за падения рубля больше всего пострадал конечный потребитель. Ведь в основном комплектующие завозятся из-за рубежа и расплачиваться за них нужно валютой», – констатирует директор ООО «Автолига» (Автолига74.рф) Роман Лысов.

Поделиться

Нестабильной остается цена и при покупке запчасти на заказ. Виной тому – поставщики, которые играют на прыжках курса валют. «Перед клиентом всегда был выбор: купить деталь из наличия, но дороже, либо оформить заказ, подождать пару-тройку недель, но приобрести запчасть из Арабских Эмиратов или США значительно дешевле. Сейчас из-за нестабильности национальной валюты ситуация изменилась. И, пока клиент ожидает свою запчасть, поставщик повышает на нее цену так, что для клиента не происходит никакой экономии. Плюс впустую потраченное время ожидания, – объясняет руководитель интернет-магазина «Челзап» (Челзап.рф) Дмитрий Майоров. – В таких условиях автовладельцу нужно либо быть хорошим аналитиком и владеть ситуацией .знать состояние рынка, либо доверять профессиональному менеджеру магазина».

Кто и как замещает импорт?

Об импортозамещении в условиях санкций начали говорить еще в январе текущего года. Насколько удалось решить эту проблему и как заработала программа импортозамещения, станет ясно в августе текущего года на международной выставке в Москве. Работает ли импортозамещение на рынке автозапчастей? Вопрос неоднозначный.

С одной стороны, некоторые российские предприятия начали активно выполнять задачу правительства. Например, оренбургский завод «Бозал-Автофлекс» существенно увеличил производство тягово-сцепных устройств для отечественных и зарубежных автомобилей. А ряд других заводов успешно справляется с импортозамещением в сфере запчастей для сельскохозяйственной техники. Однако полностью удовлетворить потребительский спрос отечественные компании, увы, не в состоянии.

«Как такового импортозамещения на рынке автозапчастей не было и нет. Наши предприятия не делают запчастей на импортные автомобили, не считая марок Volkswagen и Daewoo, – говорит Владимир Бажанов. – Здесь же стоит отметить открытый три года назад российский завод по производству синтетических материалов «Шелл» в Тверской области».

По данным аналитиков РБК, основной помехой для перехода на российские аналоги автозапчастей является банальное отсутствие таких предприятий в России. Другими немаловажными причинами стали низкое качество российской продукции и недостаточные объемы ее выпуска. Поэтому, при всем желании развить импортозамещение в сфере автозапчастей, наши предприятия не могут этого сделать.

Именно поэтому, согласно данным на июнь 2015 года, отказ от импортного сырья в отрасли машин и оборудования составил 40%.

«На мой взгляд, импортозамещение на рынке автозапчастей составляет не более 10%. Например это фильтры, которые производят на территории России, – добавляет Андрей Тришин. – К сожалению, я сомневаюсь, что у нас будут выпускать товар, который сможет заменить европейские бренды, а также вызвать лояльность и доверие клиентов».

«Проблема отечественного импортозамещения еще и в том, что российские предприятия не могут составить конкуренцию иностранным по цене производимого товара, – говорит Дмитрий Майоров. – Например, во Владивостоке есть завод, который взял на себя задачу правительства по импортозамещению. И вот что получилось. Если китайская втулка стабилизатора стоит в районе 100 рублей, а оригинальная импортная – 300, то цена на отечественный аналог составляет порядка 250 рублей. По качеству российские аналоги ближе к оригинальным, однако конечный потребитель все же будет руководствоваться ценой на товар. И пока, к сожалению, наши импортозамещающие товары не могут стать более доступными».

Запчасти в Интернете: не нужно долго ждать

Конечно, кризис не обошел и интернет-магазины: курс доллара просто разрывал сознание и заставлял практически ежеминутно корректировать цены. Однако нет худа без добра: из-за невозможности купить новую машину автовладельцы стали более тщательно ухаживать за имеющейся. Поэтому объемы продаж запчастей в кризис уменьшились несущественно (по сравнению с одеждой и аксессуарами).

«Несмотря на сложные экономические условия, более 60% автомобилистов не готовы расстаться с машиной ни при каких обстоятельствах. Следовательно, рынку автозапчастей обрушение точно не грозит. При этом сегодня покупатель ищет предложения по лучшим ценам, а интернет-магазины вполне могут предоставить такие условия, – соглашается директор магазинов «Фокус» и «ФранцПарк». – Что касается сроков доставки, у нас они совершенно не изменились. Мы имеем необходимое количество товара в ассортименте, а также держим в запасе на складах. Поэтому наши клиенты точно приобретут нужную деталь».

«Сроки ожидания заказа в нашем магазине остались прежними. На сроки поставки кризис никак не повлиял», – также добавляет директор ООО «Автолига» (Автолига74.рф) Роман Лысов.

В целом, констатируют эксперты, рынок запчастей в кризис не только не потерял своих оборотов, но и вполне способен показать хорошую динамику.

«Текущая ситуация складывается таким образом, что многие автомобилисты до последнего тянут с ремонтом автомобилей. Однако рано или поздно они все равно идут покупать запчасть, потому что отказаться от автомобиля вовсе они не в состоянии. Именно поэтому задача магазина – ни в коем случае не сокращать ассортимент и выводить в продажу менее раскрученные, но вполне достойные по качеству бренды, – комментирует руководитель интернет-магазина «Челзап» (Челзап.рф). – Хороший аналог работает ничем не хуже оригинала. Например фабричный Китай тоже дает свое качество, хотя выбор в любом случае остается за покупателем».

Эксперты сходятся во мнении, что в кризис люди готовы меньше тратить на продукты питания, но при этом не отказываться от поездок на автомобиле. Ближайшие перспективы развития рынка автозапчастей – огромная конкуренция в low и medum сегментах. Когда реальные доходы населения будет съедать инфляция, привычка передвигаться на личном транспорте останется прежней.

Страшен ли дефицит?

Несмотря на санкции, импорт машин и запчастей на настоящий момент никто не ограничил. Одним из объяснений может послужить то, что страны, применившие санкции, серьезно потеряют при запрете на ввоз запчастей.

Челябинские продавцы уверены: автомобилисты не испытают дефицита автозапчастей. «Дефицита бояться не стоит. Перебоев с поставкой автозапчастей в принципе нет. Некоторые проблемы наблюдались в первом и втором квартале, но были связаны с корректировкой планов от поставщиков. Автомобилисты этих трудностей не почувствовали», – объясняет руководитель розничных продаж сети магазинов «Автолайн». «В настоящий момент никакого дефицита нет и не ожидается», – также добавляет Роман Лысов.По данным 2013 года, Россия импортировала легковые автомобили почти на 17 млрд долларов. При этом более 70% импорта приходится всего на четыре страны: Японию, Германию, Великобританию и США. Объем рынка импортных автомобильных запчастей в России составил почти 11,5 млрд долларов. Наибольшие потери при ограничении поставок коснутся Германии (2,08 млрд долларов с долей 18%) и Японии (1,64 млрд долларов c долей 14,3%).

Экономить выгодно или опасно?

К сожалению, подорожание запчастей существенно ударило по карману рядовых автомобилистов. Автолюбители поняли, что платить за обслуживание машины придется больше и, как следствие, начали искать способы сэкономить.

Кто-то прибегнул к самому радикальному способу – отказался от машины вовсе. Однако на такие крайние меры отважится далеко не каждый.

Этот факт подтверждает статистика. По данным ВЦИОМ и «Автостата», лишь 6% автовладельцев готовы полностью отказаться от поездок на личной машине, если цена на обслуживание и топливо будет превышать их финансовые возможности. А 64% опрошенных заявили, что не откажутся от автомобиля ни при каких обстоятельствах.

Исходя из этого, на сегодня спрос на дешевый товар начал порождать предложение неоригинальных комплектующих. Наряду с этим рынок вновь заполонила контрафактная продукция неизвестного происхождения.

«В последнее время наблюдается повышенное производство контрафактных горюче-смазочных материалов. И если автолюбитель видит на прилавках масла таких известных брендов, как Shell, Castrol, Mobil, по цене ниже, чем в сетевых магазинах, такие товары покупать не стоит, – объясняет Владимир Бажанов. – Слишком дешевые запчасти и комплектующие могут обернуться дорогим ремонтом. Мы заботимся о безопасности клиентов, именно поэтому в сети магазинов «Автолайн» представлен гарантированно качественный товар от ведущих поставщиков по приемлемым ценам. К тому же, купив запчасти у нас, вы можете установить их со скидкой в технических центрах «Автолайн».

«На мой взгляд, в сложившихся условиях следует ожидать роста спроса на неоригинальные комплектующие, которые дешевле фирменных. Покупая «неоригинал», можно хорошо сэкономить. Однако, чтобы не стать жертвой контрафактной продукции, следует выбирать проверенные бренды и проверенных продавцов автозапчастей», – подчеркивает директор ООО «Автолига».

Наряду с этим, в сложных для рынка условиях магазины автозапчастей нередко устраивают те или иные маркетинговые акции для стимулирования спроса потребителей. По мнению экспертов, именно за счет этого автомобилисты смогут хорошо сэкономить. «На сайте нашего интернет-магазина всегда можно найти акционные позиции тех или иных деталей и комплектующих. Каждую неделю происходит замена десяти позиций, которые предлагаются по сниженным ценам. Такие акции проходят круглый год, – говорит директор магазинов «Фокус» и «ФранцПарк». – Поэтому, при грамотном использовании данных бонусных программ, автовладелец может существенно сэкономить».

«Мы прекрасно понимаем ту непростую ситуацию, в которую попали российские автовладельцы. Поэтому наши отношения с покупателями максимально прозрачны. Во-первых, за счет минимальной торговой наценки мы предлагаем клиентам товар по доступным ценам. И, во-вторых, при покупке запчасти под заказ мы готовы оформить договор без начальной предоплаты, – добавляет Дмитрий Майоров. – Кроме того, в отличие от больших магазинов, мы стараемся создать с клиентом максимально прозрачные, доверительные отношения: понять ситуацию каждого и максимально помочь покупателю. Также наши специалисты готовы оказать любую консультационную помощь по тем или иным вопросам автовладельцев».

«Советую доверять проверенным продавцам. Такие не будут рисковать своей репутацией ради быстрой наживы. Мы работаем на рынке более 15 лет и сотрудничаем только с проверенными и надежными поставщиками, – советует заместитель директора ООО «Автоэкспресс» (Автоэкспресс74.рф) Виталий Шильцов. – При этом цены на запчасти в два раза ниже, чем в сервисах официальных дилеров».

Подводя итоги, эксперты сошлись во мнении, что кризис не только не уменьшил объемы рынка автозапчастей, но даже дал толчок для его дальнейшего роста. Несмотря на неутешительное экономическое положение на автомобилях ездят и будут ездить. Именно поэтому продажа автозапчастей как бизнес будет только расти: на рынке появятся новые компании, а существующие продавцы продолжат открывать новые магазины. И только автовладельцы, оказавшиеся в безвыходной ситуации, будут решать: купить запчасть «сегодня по три рубля или завтра по пять»?

Фото: Фото Евгения Емельдинова и Олега Каргаполова

На правах рекламы

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...
Загрузка...