ГИБДД предлагает лишать прав на год за три нарушения ПДД, и правительство внесло соответствующий законопроект в Госдуму. Претензий и вопросов к жесткому предложению пока больше, чем ответов. Разбираемся в сути ужесточения в нашем материале.
Что случилось?
ГИБДД с прошлой осени бьет тревогу – статистика аварийности снижается медленно, злостные нарушители продолжают устраивать замесы. Бороться нужно с системным игнорированием ПДД, считают представители инспекции. Так родилась идея забирать права на год у автомобилистов, допустивших три и более нарушений правил.
Предлагаемая система напоминает советскую: тогда водителям, допустившим нарушение, пробивали дырку в соответствующем талоне, а за три дырки лишали прав. В 1991 году появились штрафные баллы с критической отметкой 15 баллов, причем за разные по степени тяжести нарушения начисляли разное количество баллов. Во второй половине 90-х эта система была отменена. Лишение прав после набора определенного количества баллов активно используется в европейских странах, например, в Великобритании и Франции. Причем в ряде случаев перед возвратом прав нужно сдать теоретический экзамен или посетить курсы безопасного вождения.
О каких нарушениях идет речь?
В первой версии законопроекта речь шла о практически всех нарушениях – грубых и обыденных (опасными не считающихся). В новой редакции список «косяков», за которые можно лишиться прав, сократился втрое. Так, например, в пешеходы не разжалуют за непристегнутый ремень, невключенный поворотник, неправильную парковку, нарушение рядности (поворот не из крайнего ряда), заступ за стоп-линию и так далее.
По данным ГИБДД, почти 40% от всего количества ДТП за 2014 год было совершено автомобилистами, ранее уже не раз привлекавшимися к ответственности за нарушение ПДД.
Итак, согласно последней версии документа, уже внесенной в Госдуму, лишение прав будет грозить водителям за три нарушения, совершенных в течение года, из списка, включающего восемь пунктов. В нем превышение скорости на величину более 40 км/ч; проезд на красный сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика; пересечение железнодорожных путей вне железнодорожного переезда и повторное нарушение; невыполнение требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; разворот или движение задним ходом в местах, где такие маневры запрещены; выезд на встречную полосу; поворот или разворот в местах, где это запрещено знаками или дорожной разметкой; непредоставление преимущества в движении пешеходам или другим участникам движения. В ряде случаев учитывается также повторное нарушение ПДД, например, повторное превышение скорости, проезд на красный или выезд на полосу встречного движения.
«Существенное превышение скорости – на 60 км/ч и более, проезд на красный, движение по встречной полосе – это можно оставить, – обосновал позицию законотворцев на страницах Газеты.ru первый зампред конституционного комитета Госдумы Вячеслав Лысаков. – Но нельзя лишать прав за три превышения скорости на 20 км/ч».
Примерно такого же мнения придерживаются и наши читатели: согласно проведенному нами опросу, 38,8% респондентов поддерживают лишение прав за систематические грубые нарушения. Таким образом, глас народа был услышан: список нарушений в самом деле включается только самые "отпетые".
А вот для тех упертых водителей, которые продолжат ездить без прав, законопроект предлагает штраф 10-30 тыс. руб.
Три нарушения – в течение какого срока?
Обращаем внимание, что шлейф нарушений будет тянуться за водителем в течение одного года. Во-первых, потому что это удобно, во-вторых, потому что такая практика уже распространена: так, например, повторным управлением ТС в состоянии опьянения (или отказом от медосвидетельствования) считается то, что было совершено в течение года после первого. А еще, озвучивая данные по водителю-нарушителю, ГИБДД обычно дает информацию о его «косяках» именно за прошедший год.
За 2014 года на игнорировании Правил дорожного движения были пойманы 25,5 миллионов водителей. И каждый четвертый из них – уже не в первый раз.
Кто должен фиксировать нарушения?
Важно подчеркнуть, что речь идет о нарушениях, зафиксированных инспектором ГИБДД лично, когда установлено, кто именно находился за рулем автомобиля. Соответственно, штрафы с камер видеофиксации в зачет не идут.
А нужно ли ужесточение?
В действующем законодательстве за повторные в течение года грубые нарушения ПДД уже предусмотрено лишение прав. За серьезное превышение скорости (на 60, 80 и более км/ч), например, светит год пешеходной жизни. Такая же ситуация с нарушением правил проезда железнодорожных путей. Дважды в течение года проехав на красный, можно остаться без прав на полгода. Выезд на встреченную полосу движения в запрещенном для этого месте, управление ТС в состоянии опьянения, отказ от «продувки» – для всего этого уже придуманы сроки лишения прав. Так нужно ли вводить наказание, которое уже есть?
Однако законодатели апеллируют к статистике: в прошлом году почти 70 тысяч тяжелых аварий совершили водители, неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности. «Неоднократные правонарушения, как правило, совершает узкая категория граждан. В 2014 году 4,2 тыс. физических и юридических лиц совершили 100 и более нарушений ПДД», — говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Фото: Фото Олега Каргаполова