Тогда, в феврале 2016, поступок Александра Аристова колыхнул что-то в душе. Дело совсем не в том, что для него, быть может, ущерб от ДТП был несущественным – иногда можно и за 300 рублей пойти на принцип. Но мне показалось, причина была не в этом. Я почему-то был уверен, что в тот момент, не желая брать денег с виновника, Александр Аристов просто был на голову выше всех, и с той высоты он увидел, что все это, в сущности, суета и возня. Что происшествие, к счастью, не закончившееся трагедией, не стоит того, чтобы тратить на него силы и нервы. Здоровый эгоизм сильного человека – инвестировать себя в то, что тебя достойно. Не разменивать себя по мелочам. Мыслить масштабами.
Я тогда подумал, что, может быть, вот так финансовые и властные элиты, пройдя горнило 90-х, много повидавшие и почти все испробовавшие, медленно переплавляются в элиты моральные? И, передав состояния и принципы своим потомкам, через 2-3 поколения они создадут ту пресловутую аристократию нового времени, которая заразит понятиями «честь» и «долг» остальной люд?
Кантемирова мне не было жаль ни тогда, ни сейчас. Объяснить его бестолковый маневр затруднился бы, наверное, даже его собственный адвокат. Пролетел на красный, обогнув стоящие автомобили – ищущий приключений их нашел. Будь я на месте Аристова, я бы вот так сразу не простил. Ибо не с чего было.
А что было потом, вы знаете: через четыре с половиной месяца дело передали в суд, который уже на втором заседании признал правоту истца, ОАО «ЧЭМК», и присудил Кантемирову выплатить 3,4 млн рублей в счет погашения ущерба.
Собственно, какие тут могут быть претензии? Все законно. Есть очевидный виновник, есть подтвержденный документами ущерб... Сумма запредельная? Так нужно отдавать себе отчет, что по городу ездят в том числе автомобили ценой с элитный коттедж, а потому не надо воспринимать красный свет лишь как рекомендацию. И когда в следующий раз вам придет штраф с камер видеофиксации, задумайтесь, что, может быть, он спас вас от чего-то большего.
Но в личном плане я разочаровался. Разочаровался, потому что увидел отблеск душевного величия там, где не ожидал, а оказалось... Все справедливо, все законно. И слишком обыденно, приземленно и без полета.
Обещание перечислить отсуженные у отца деньги ребенку самого Кантемирова тоже не растопило меня. Вот как хотите, а в голове всплывает картинка из фильма «День радио», когда они срочно-срочно выдумывают новую тему для марафона. Кому бы нам помочь? Кого бы нам спасти? Редких животных! Все любят редких животных. И детишек все любят. Гениальный план.
Лучше я расскажу вам другую историю, которая меня не разочаровала. Несколько лет назад в комментариях под статьей читатель кинул ссылку на фотографию Porsche Cayenne, разукрашенного в цыганский красно-белый колер, напоминающий окраску пожарных автомобилей. Под фотографией было полсотни отзывов о зажратости и безвкусии москвичей. Автомобиль выглядел довольно серьезно, имел лебедку и проблесковые маячки, поэтому я стал гуглить.
Оказалось, в 2008 году «Порше Руссланд» подарило этот Cayenne московскому правительству, а то передало его Московской службе пожаротушения. Фактически он стал служебным авто.
Начальником службы в то время был Евгений Николаевич Чернышёв, который, не долго думая, переделал Cayenne в автомобиль быстрого реагирования. Он стал трехместным, сзади появились баллоны со сжатым воздухом, огнетушители, маски, резервуары, сабельная пила, набор цепей и так далее.
Cayenne первого поколения, который у нас считают автомобилем мажоров и понторезов, в реальности был довольно выносливым внедорожником, и это тот случай, когда его избыточные возможности применялись по делу.
Полковник Чернышёв мог бы и не тушить – он ведь был начальником. Но он лез в пекло. На оснащенном Cayenne он прибывал на пожар одним из первых, оценивал обстановку, а при необходимости мог принять первые меры к локализации или тушению. Вытаскивал людей. Оказывал первую помощь. Он был фанатом, этот Чернышёв. На его счету 250 пожаров, в том числе тушение знаменитого возгорания Останкинской телебашни. Он тушил Манеж, МГУ, редакцию «Комсомольской правды». Он получил прозвище Тушила. И Cayenne стал его верным псом.
20 марта 2010 года Евгений Чернышёв погиб во время тушения пожара на 2-й Хуторской улице в Москве из-за обрушения здания. Ему было 46 лет. Посмертно ему присвоено звание Героя России.
Та история не идет у меня из головы. Она дает надежду, что настоящие люди остались, просто мы уделяем им не так много внимания. В погоне за трафиком и скабрезностью, мы, журналисты, и вы, читатели, предпочитаем что-то с оттенком скандала. Нам приятнее перемыть друг другу кости, чем помолчать в память о тех, кто этого заслуживает. Имена маньяков, педофилов и алиментщиков мы знаем лучше, чем имена героев.
Вы скажете: грустная концовка – герой умер, ничего не осталось. Он не умер. Он продолжает жить. И это ваш выбор, поддаваться ли разочарованию или думать о тех, кто до самого конца оставался выше толпы, хотя и не заявлял об этом.
Фото: Фото автора