Стабилизация цен на нефть и нырок рубля под отметку «ниже 60» за доллар дали надежду, что новогодние цены на автомобили если и не снизятся, то хотя бы стабилизируются на уровне 2016 года. Но чуда не случилось: цены повысились. И в ряде случаев весьма существенно.
Есть рекорд
Из моделей, динамику цен на которые мы мониторим, верность прайс-листу 2016 года сохранили лишь Ford, Datsun и Citroen. Так, Focus в самой доступной из «реальных» комплектаций SYNC Edition с лета прошлого года стоит от 981 тысячи рублей. Datsun, пока так и не ставший бестселлером, оставил цены на модель on-Do, а Citroen сохранил прайс на C4, обновленный в декабре прошлого года.
Не опубликовал новые цены Nissan, поэтому в таблице ниже приведены данные из прайса на машины, выпущенные в 2016 году.
Консервативной стратегии повышения придерживался АВТОВАЗ. Granta и Kalina подорожали лишь косметически, тогда как Vesta прибавила более ощутимо. С кондиционером и аудиосистемой минимальная цена вплотную приблизилась к 600 тысячам рублей.
Но конкуренты прибавили сильнее: так, например, Hyundai Solaris, ожидающий смену поколений, в средней комплектации подорожал более чем на 30 тысяч рублей. И если два года назад версия 1,6 MT Comfort стоила 566 400 рублей, то сейчас – 754 900! При этом новый Solaris, производство которого уже запущено, будет еще дороже.
Кроссовер Creta обновлял цену почти каждый месяц после летнего дебюта, но по крайней мере в январе сохранен прайс-лист декабря.
Подняли цены на популярные модели бренды концерна VAG – SKODA и Volkswagen, чуть-чуть подорожала Mazda6.
Изменила цены и Toyota. Так, минимальная цена на RAV4 осенью этого года начиналась от 1,3 млн рублей, сейчас же за самую доступную версию просят от 1,459 млн. Как пояснили нам в дилерском центре Toyota, производитель принял решение отказаться от продажи базовых версий «Классик» (теперь минимальной является «Стандарт»), тогда как среднее повышение цены при прочих равных составило 34 тысячи рублей. Toyota Camry в версии «Стандарт» с двухлитровым мотором подрожала с 1,364 млн до 1,407 млн, из которых примерно 15 тысяч рублей добавила система «Эра-Глонасс».
Тренд налицо, и редкие исключения, скорее, подтверждают беспощадный факт: цены на автомобили достигли исторического максимума.
Динамика цен на автомобили
(по данным официальных сайтов производителей на указанный месяц)
*Рестайлинг и/или новый мотор и/или новая комплектация.
**Цены на авто 2016 г.в.
Убытки и «Эра-Глонасс»
Опрошенные нами представители автобизнеса пояснили, что автопроизводители анонсируют две причины повышения цен: убытки от деятельности в России при «старых» ценах и необходимость оснащать новые машины системой автоматического вызова экстренных служб «Эра-Глонасс».
– Нам не озвучили точных цифр, но сказали, что в зависимости от модели повышение цены, обусловленное добавлением в базовую комплектацию системы «Эра-Глонасс», составляет 3-5%, – рассказал коммерческий директор автокомплекса «Регинас» Сергей Попов. – При этом, несмотря на укрепление рубля, производители утверждают, что поднятие цены необходимо для работы хотя бы «ноль в ноль», поскольку прошлый год был убыточным, и в некоторых случаях убытки достигали миллиарда рублей. Спрос на автомобили стагнирует, однако он относительно стабилен, поэтому, я думаю, цены могут быть повышены еще раз уже в феврале.
Судить о «справедливости» нынешних прайс-листов без детальной информации сложно, однако даже при курсе доллара в 60 рублей переведенные в валюту цены остаются на достаточно низком уровне. А для производителей – суть международных корпораций – важны именно валютные, а не рублевые доходы.
Однако за последний год ситуация изменилась достаточно серьезно. Так, например, год назад разница в цене между нашим Renault Duster и европейским Dacia Duster была весьма ощутимой – 7 400 против 10 690 евро. Сейчас же российская цена базового «Дастера», переведенная в евро, составляет 10 369, то есть сопоставима с таковой в Германии. Из этого можно сделать осторожный вывод, что при нынешних ценах и курсах валют рынок постепенно достигает точки равновесия, при которой производители могут выйти из зоны убыточности, а при дальнешем укреплении рубля рассмотреть возможность снижения цен. Но прогнозировать цену на перспективу хотя бы 3-4 месяца сегодня не берется никто – слишком много переменных.
Расшевелить рынок помогут старые и новые программы госпомощи, например, субсидии на покупку первого в жизни автомобиля. Кроме того, сами производители предлагают ряд скидок, как обусловленных, так и прямых, поэтому цена, указанная в прайс-листе, остается лишь отправной точкой для «торга».
Как обычно, до марта-апреля автопроизводители будут распродавать остатки «коллекции 2016» на относительно выгодных условиях.
Артём Краснов
Фото: Фото АВТОВАЗа