В России начинается масштабная налоговая амнистия, в ходе которой россиянам простят до 150 млрд долгов, в том числе по транспортному налогу. Идея родилась в середине декабря 2017 года и претворена в жизнь поразительно быстро, за считанные недели.
Амнистия касается долгов по налогам на имущество, включая транспортный, которые образовались до 1 января 2015 года. Важно не сделать ошибки: долги за сам 2015 год, равно как и предыдущий 2014 не списаны. Дело в том, что транспортный налог за конкретный год начисляется в середине весны следующего года и подлежит оплате до конца осени.
— Это означает, что образовавшиеся на 1 января 2015 года долги относятся к налогам за 2012–2013 годы, — поясняет пресс-секретарь УФНС России по Челябинской области Юлия Бердникова.
Налоги за более поздние годы начиная с 2014 платить необходимо по обычной схеме — до следующего декабря. Напомним, что в уведомлении от налоговой службы могут фигурировать налоги за три предыдущих года. В случае просрочек должник получает пени, а затем дело передается в суд, который принимает решение о принудительном взыскании долга силами приставов.
— Как такового срока давности по взысканию долгов по транспортному налогу нет, — объясняет руководитель пресс-службы управления Федеральной службы судебных приставов (УФССП) по Челябинской области Ольга Шебанова. — Исполнительное производство может быть прекращено по ряду оснований, например, при невозможности взыскать долги, но как такового лимита времени нет. Даже если служба принимает решение о прекращении производства, запись о нем будет в течение трех лет оставаться в базе данных, что может, например, осложнить должнику получение кредитов в банке.
После амнистии исполнительные производства за 2013 и более ранние годы будут прекращены. Представитель УФНС Юлия Бердникова также подчеркивает, что списываются не только сами налоги, но и любые начисленные за них пени. Специальных уведомлений для граждан не будет:
— Если гражданин имеет личный кабинет на сайте gosuslugi.ru, то он увидит исчезновение информации о заложенности, если не подключен, то изменится информация в базе данных и, как следствие, в отношении должника не будет продолжен механизм взыскания долгов, — добавляет Юлия Бердникова.
Как пояснил журналистам глава комитеты Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров, общая сумма списанных долгов составляет около 150 млрд рублей. Прецеденты уже были: аналогичная налоговая амнистия состоялась в России в 2011 году, но объем списанных долгов был примерно в пять раз меньше.
Челябинская область отличается достаточно высокими ставками транспортного налога на фоне остальной России. Напомним, что на федеральном уровне утверждаются базовые ставки для пяти диапазонов мощностей (пограничные значения — 100, 150, 200, 250 л.с.). Регионы имеют право устанавливать тарифы, ограниченные величинами 0,1-10 базовых ставок. В 2011 году в Челябинской области тарифы были откручены до максимально возможного значения для автомобилей мощностью свыше 150 л.с.. Они же действуют до сих пор. Например, владелец 306-сильного BMW X5 платит с 2012 года ежегодный транспортный налог в 45,9 тысяч рублей. В соседней Свердловской области налог существенно меньше — 30,4 тысячи рублей. Кроме того, в Свердловской области снизили ставки для маломощных машин, например, владелец 62-сильного Daewoo Matiz платит в Екатеринбурге 155 рублей в год, в Челябинске — 477 рублей. Свердловский хозяин 105-сильного Ford Focus отдает в казну 987 рублей, челябинский — 2100 рублей.
Сам принцип исчисления транспортного налога неоднократно критиковался, в первую очередь, из-за его привязки к мощности двигателя. Изначально налог шёл на пополнение дорожного фонда, но связь между износом дорожного полотна и мощностью двигателя весьма призрачная: больше влияет масса автомобиля, а также размерность и тип резины. Кроме того, важна интенсивность использования автомобиля.
Чтобы исправить ситуацию, власти перешли на взимание акцизов, которые заложены в стоимость топлива: в этом случае, больше платит тот, кто больше ездит. Весовая категория автомобиля косвенно учитывается за счет повышенного расхода топлива тяжелых машин. Изначально предполагалось, что топливные акцизы заменят транспортный налог, но в итоге решено было оставить оба механизма сбора денег. Причем акцизные расходы автомобилистов выше, чем величина транспортного налога: например, владелец 105-сильного Ford Focus платит в Челябинске 2100 рублей транспортного налога, тогда как акцизы составят 14 тысяч рублей (средний расход 10 л/100 км, годовой пробег 20 тысяч км, размер акциза на АИ-95 — 10,1 тысячи рублей за тонну). В 2018 году акцизы вырастут, поэтому соотношение будет еще более контрастным.
Прощение давних транспортных налогов — мера, в целом, популистская. Тем более в конце 2017 года автомобилисту могли выписать налоги за 2014, 2015, 2016 годы, и если не было судебного решения о взыскании просроченных в 2012–2013 году налогов, инициировать процедуру их принудительной оплаты сейчас уже нельзя.
Артём Краснов