Но прежде, чем говорить о новом стандарте, напоминаю, что в обеспечение безопасности дорожного движения применяется два перечня стандартов:
Перечень стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
«Перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации». Данный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2438-р от 04.11.2017.
Понятное дело, что параллельное сосуществование двух списков ни к чему хорошему не ведет, и их необходимо приводить в соответствие друг с другом. И первым шагом стало принятие нового ГОСТа. Если посмотреть его второй раздел, то мы увидим перечень стандартов из первого списка, и их требования учтены при разработке ГОСТ Р 50597-2017.
Первое впечатление о новом стандарте: его требования жестче, чем и требования старого стандарта ГОСТ Р 50597-93, и требования стандартов из первого списка.
В данном стандарте под термином «дорога» понимаются дороги вне населенных пунктов, под термином «улицы» понимаются дороги и улицы в населенных пунктах.
Самый, пожалуй, интересный раздел — пятый — «Требования к покрытию проезжей части». И как здесь не привести новые предельные значения для отдельных повреждений (выбоин, просадок, проломов). Для них длина и глубина остались прежними — 15 см и 5 см соответственно, а требование к ширине заменили на площадь — 0,06 м2. И не важно, какой конфигурации яма на дороге.
Чтобы было видно, что новый стандарт более жесткий, разделите 0,06 на 0,15. Получим 0,4. То есть, если яма прямоугольная, то ее предельная ширина — 40 см, против 60 см в старом стандарте.
Срок устранения дефектов проезжей части, если дефект превышает предельные размеры, от 1 до 12 суток в зависимости от категории дороги.
Если яма по площади меньше 0,06 м2, но подобных ям на дороге очень много, то даже данные незначительные дефекты должны быть устранены в сроки от 5 до 20 дней.
Что касается колеи, то на самых захудалых дорогах ее глубина не должны быть более 3 см на протяжении 9 метров. Если колея длиннее или глубже — срок устранения до 14 дней.
Отклонение по вертикали крышки люка или дождеприемника относительно поверхности проезжей части не должно быть более 1 см, против 2 см в старом стандарте.
Разрушенные крышки люков и решетки дождеприемников должны быть заменены в течение 3 часов с момента обнаружения.
Коэффициент сцепления колеса автомобиля с покрытием должен быть не менее 0,3, как и в прошлом стандарте.
Второй интересный раздел — восьмой — «Требования к эксплуатационному состоянию в зимний период».
В данном разделе сказано, что на магистральных улицах городов рыхлый снег должен быть убран в течение 3 часов с момента окончания снегопада, на периферийных улицах — в течение 12 часов.
Но это не означает, что во время снегопада дороги чистить не надо. Пока идет снегопад толщина рыхлого снега на проспектах — не более 2 см, на окраинах — не более 4 см.
Сроки устранения зимней скользкости на дорогах города от 5 до 6 часов.
Установлены сроки уборки рыхлого снега и зимней скользкости и для загородных дорог.
Многих смущает, что теперь на дорогах допустим уплотненный снежный покров (далее УСП). Пожалуйста, не путайте его со снежным накатом, который относится к зимней скользкости и который должен быть убран с дорог.
Наличие УСП на дорогах допускается, но на дорогах с интенсивностью движения не более 1500 авт/сут. При этом толщина УСП — от 3 до 8 см. На дорогах с УСП устанавливается ограничение максимальной скорости до 60 км/ч с помощью знака «Ограничение максимальной скорости», а также рекомендуется устанавливать знаки 1.15 «Скользкая дорога».
Вернемся к началу статьи, где говорится о двух списках ГОСТов.
Второй список утвержден Распоряжением Правительства РФ № 2438-р от 04.11.2017. В данном распоряжении ничего не говорится о возможных новых стандартах, принимаемых взамен старых ГОСТов. Таким образом, пока не будут внесены изменения и дополнения в Распоряжение Правительства, необходимо руководствоваться требованиями старого ГОСТ Р 50597-93.
Новый ГОСТ станет обязательным, когда выйдет новое распоряжение Правительства. А пока предполагается, что положения нового ГОСТа после его вступления в силу 1 июня 2018 года возможно применять на добровольной основе.
Фото: Юрий Панченко