Изначально происшествие казалось мелким: челябинец Алексей вышел из ТРК «Горки» и обнаружил лежащие возле его Toyota Avensis ограждения, а на кузове машины — царапины. Автомобилист вызвал сотрудников комплекса и полицию, и всё шло к тому, что небольшой ущерб ему компенсируют без лишних разбирательств. На деле всё оказалось сложнее. В ситуации разбирался 74.ru.
Полиция оформила протокол осмотра, а охранник ТРК, по словам Алексея, составил отдельный акт. Запись с камер видеонаблюдения сразу не отдали, пообещав сделать это позже.
Ущерб составил чуть больше 20 тысяч рублей, ещё четыре тысячи ушло на оценку. Через неделю после происшествия Алексей получил от полиции уведомление о том, что составов преступления или административного правонарушения не обнаружено.
— Это стандартная бумага, которая означает, что полиция не стала возбуждать никаких дел, — объясняет автоюрист Лев Воропаев. — Для подобных ситуаций это абсолютно нормально и никаких минусов для Алексея не несёт. Главное, эта бумага подтверждает факт обращения в полицию. Наряд ППС или участковый должны были зафиксировать происшествие, осмотреть место происшествия, опросить потерпевшего, свидетелей и составить соответствующие документы в подтверждение указанных обстоятельств (протокол осмотра места происшествия, объяснения, рапорт и так далее), которые должны быть приобщены к данному материалу.
Алексей подал досудебную претензию в адрес ООО «Мегаполис» (не путать с одноимённым развлекательным центром), который, по его сведениям, был собственником парковки. Автомобилист просил компенсировать сумму ущерба и стоимость оценки, то есть около 25 тысяч рублей.
Ответ пришёл примерно через месяц. Замдиректора ООО «Мегаполис» Антон Басалаев сообщил, что в компенсации ущерба отказано, потому что «отсутствует прямая причинно-следственная связь между чьими-либо действиями (бездействием) и возникновением ущерба автомобилю потерпевшего. Описанное в претензии событие является вероятностным и не устанавливает факт его возникновения по вине [...] ответчика».
Алексей говорит, что не прилагал к претензии документов из полиции, кроме упомянутого выше уведомления.
— Я исходил из того, что в их распоряжении запись с видеокамер и акт, составленный их сотрудником, — объясняет Алексей. — Но они представили дело так, что не было ни записи, ни акта, будто слышат об этом впервые.
Вялотекущая переписка длилась около полугода, и, наконец, Алексей подал исковое заявление в мировой суд. В отзыве на это заявление представители ООО «Мегаполис» (ТРК «Горки») придерживались первоначальной тактики: по их мнению, причастность упавших оград к происшествию не доказана, а фотоматериалы не указывают на то, что инцидент случился на парковке ТРК «Горки». Юристы комплекса также усомнились, был ли упомянутый Алексеем охранник их сотрудником. Как и прежде, они настаивали на отсутствии доказательств их вины.
Алексей считает, что его оппоненты просто волокитят дело.
— Все документы из полиции, включая протокол осмотра, есть в распоряжении суда, и с ними ответчик может ознакомиться, — говорит он. — Сейчас мне начинают объяснять, что даже статус парковки непонятен, потому что за неё отвечают разные организации.
— Я не потребительский экстремист, поэтому изначально не требовал лишнего, — объясняет свою позицию Алексей. — Сразу просил именно ту сумму, которую потратил на оценку и ремонт, без морального ущерба и прочей ерунды. Когда уже дошло до суда, они предложили мне заключить мировое соглашение и компенсировать 20 тысяч рублей ущерба, но к этому моменту я уже потратился на юристов, что могу подтвердить документами. Считал, что подобные организации должны уважать своих клиентов.
Теперь Алексей пытается отсудить порядка 40 тысяч рублей, из которых 15 тысяч — это судебные издержки.
По мнению Льва Воропаева, у автомобилиста хорошие шансы добиться правды в суде:
— Верховный суд уже неоднократно разъяснял, что в аналогичных гражданских делах именно на причинителе вреда лежит обязанность доказать свою невиновность, а не на потерпевшем, поэтому требования предоставить им те или иные доказательства являются необоснованными, тем более они имеют доступ к документам. Если происшествие зафиксировано полицией, а ущерб подтверждён оценкой, полагаю, суд примет решение в пользу Алексея.
Но всё-таки ограждения повалило ветром, а значит, чьих-то целенаправленных действий не было. Нельзя ли считать это событием из-за обстоятельств непреодолимой силы?
— Если в день происшествия скорость ветра превышала 20 м/с, ситуацию могут признать стихийным бедствием, — объясняет Лев Воропаев. — Но это необходимо подтвердить документами из Росгидромета.
По данным одного из погодных сайтов, в день инцидента, 24 мая 2018 года, в Челябинске дул западный ветер со скоростью 4 м/с.
— ООО «Мегаполис» действительно получал претензию от автомобилиста, — рассказал нам генеральный директор ТРК «Горки» Антон Басалаев. — Ему предложили предоставить документы, подтверждающие факт инцидента и обосновывающие размер выплаты. Документы такого рода были представлены только вместе с исковым заявлением, которое мы получили через некоторое время. Что касается судебных заседаний, то истец присутствовал только на одном из них, на одно не явился вовсе, а другое перенёс. В данный момент разбирательство продолжается.
«Лента» новостей: где ещё случалось подобное в Челябинске
Происшествия на парковках в Челябинске случаются регулярно. В августе на Toyota Avensis упал фонарь около «Ленты». Чем завершился спор автомобилистки и руководства магазина — в материале 74.ru.
Будьте внимательны к знакам «Инвалид»: с парковок ТРК часто эвакуируют запаркованных под ними машины. А вот что делать, если ваш автомобиль ударило шлагбаумом или он попал в чересчур большую дорожную выбоину.
Если у вас есть интересная автомобильная история, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.