Максим ехал по проспекту Ленина от ЮУрГУ, когда двигатель «закипел». Заметив впереди знак «Парковка», он свернул в карман, а чтобы обозначить проблемы с автомобилем, выставил знак аварийной остановки. Челябинец отправился на поиски магазина, где можно купить охлаждающую жидкость, а когда вернулся, не обнаружил машину на месте — её увезли на штрафстоянку.
Как выяснилось, у парковочного кармана возле дома на проспекте Ленина, 71 есть знак «Место остановки легковых такси». Только увидеть его непросто — он прячется за парой лип, которые растут прямо через асфальт.
Знаки 5.18 появились в Челябинске сравнительно недавно, а массово эвакуировать из-под них начали зимой этого года. В городе установили 14 таких указателей.
Главная проблема — это 15-метровая зона действия знака в каждую сторону от его стойки. Даже если вы запарковались не точно под знаком, а, скажем, в пяти метрах от него, вам грозит наказание по части 3.1 статьи 12.19 Административного кодекса (штраф 1000 рублей), а главное — эвакуация.
В данном случае проблему усугубила плохая видимость знака из-за деревьев. Юрист Вячеслав Владимиров, представляющий интересы Максима, считает, что эвакуация в принципе была проведена с нарушением многих норм.
— Во-первых, они убрали знак аварийной остановки, который обозначал, что машина остановилась здесь вынужденно и неисправна, — комментирует он. — Когда мы приехали на штрафстоянку, нам дали постановление, в котором не проставлено время нарушения: инспектор дописывал его при мне, что является нарушением. Права моего клиента не разъяснили, предоставлять нам видеозапись эвакуации отказались, на моё требование оформлять протокол сказали: «Мы сначала оформим постановление, потом вы откажетесь его подписывать, и тогда мы составим протокол». В общем, вся система построена так, чтобы человека сделать сразу виновным и не дать возможности оспорить.
В Челябинске работает система постоплаты эвакуации, но одно время водителям настойчиво предлагали подписать обязательство погасить долг перед штрафстоянкой. По словам Вячеслава, теперь такого нет.
— Видимо, прокуратура объяснила им, что это незаконно, и теперь они просто выдают квитанцию на оплату, — рассуждает юрист. — Но при этом сотрудники штрафстоянки попытались отсканировать паспорт моего клиента, а когда мы возмутились, они стали его фотографировать: мы потребовали удалить эти снимки.
У автомобилиста есть ряд процессуальных претензий к ГИБДД и службе эвакуации, но всё же главный вопрос в том, насколько допустимо наказание, если видимость знаков не обеспечена? Это решит суд, назначенный на 17 июля.
Вячеслав Владимиров в принципе сомневается, что расстановка знаков узаконена.
— Схема организации движения должна утверждаться главой города, а перед этим нужно выполнить проектные работы, и они подразумевают тщательный анализ ситуации, — говорит он. — Как могли разрешить установку знаков в месте, где их очевидно закрывают деревья? Ни одна проектная организация так не сделает, поэтому я почти уверен, что знаки расставлены без ведома главы города.
Мы обратились в СМЭУ ГАИ — организацию, которая занимается монтажом и ремонтом дорожной инфраструктуры.
— Проекты установки знаков согласуются на уровне начальника управления дорожного хозяйства, а не главы города, — объяснил директор СМЭУ ГАИ Игорь Беляшов.
Проблема, по его мнению, не в способе установки знака, а в том, что главы районов не следят за разрастающейся растительностью, которая закрывает знаки и светофоры:
— Каждый понедельник проходит совещание у заместителя главы города, и последние три понедельника мы задаём главам районов один и тот же вопрос: вам из бюджета города выделены деньги на обрезку деревьев перед средствами регулирования движения, так почему вы не выполняете этих работ? — продолжает Игорь Беляшов. — И каждый раз мы слышим разные истории про плохого подрядчика и так далее.
Впрочем, знаки закрыты не столько кронами деревьев, сколько стволами. Идёт ли речь о том, что администрация района должна попросту спилить эти деревья?
— Это уже вопрос к проектировщикам этой парковки — по нормативам зелёные насаждения с парковки должны быть убраны, но вместо них высажены компенсационные насаждения в этом же районе. Но иногда это получается чуть ли не дороже, чем сама парковка, вот и экономят, — считает Игорь Беляшов.
Впрочем, на наш взгляд, требуется не столько рубить деревья, которых и так в Челябинске всё меньше, сколько перенести знак «Место остановки легковых такси». Тем более его необходимость именно в этом месте совсем не очевидна — такси к зданию на проспекте Ленина, 71 вряд ли приезжают чаще, чем к любому другому дому в центре города.
Глава Центрального района Виктор Ереклинцев поблагодарил 74.ru за обращение и пообещал поднять вопрос о переносе знака. Что касается зелени, которая закрывает знаки, он ответил следующее:
— Мы не обладаем необходимыми компетенциями, чтобы рубить ветки по своей инициативе, и даже если видим, что они закрывают знаки или светофоры, нам необходимо предписание ГИБДД. Мы получаем такие предписания регулярно, спиливаем ветки. Если же знак закрыт стволом дерева, мы, конечно, не будем его пилить, а обсудим вопрос о переносе знака или найдём другое приемлемое решение.
Мы очень надеемся, что так и будет. Убрать нелепый знак проще, чем вырастить дерево: Челябинск это доказывает постоянно.
Присылайте фото нарушителей правил остановки и стоянки в нашу рубрику «Я паркуюсь, как баран».
А вот простая инструкция на случай, если вашу машину всё-таки эвакуировали: мы ответили на самые популярные вопросы.
Стали жертвой незаконной эвакуации? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.