Официальная статистика ГИБДД Челябинска не относит этот перекрёсток к аварийным, потому что инциденты с пострадавшими здесь, к счастью, случаются не так часто. Зато несколько раз в неделю происходят весьма эффектные аварии с огромным ущербом, как, например, вчерашнее происшествие, зафиксированное камерами «Интерсвязи». Почему пересечение Кашириных и Чайковского провоцирует столько аварий?
Недавняя авария, 19 августа, прошла по классическому сценарию: водитель чёрного такси поворачивал налево, не пропустив едущую прямо Toyota Vitz. Последняя, правда, проехала стоп-линию на жёлтый, и подобные инциденты вызывают большие споры — мы подробно рассказывали о том, как их расследуют. Впрочем, в данном случае с большей вероятностью виновным признают водителя такси, поскольку Vitz пересекал стоп-линию через доли секунды после включения жёлтого и не имел возможности остановиться — пункт 6.14 ПДД разрешает проезд в этом случае. И водитель такси не может сослаться и на эффект неожиданности, поскольку дорога хорошо просматривалась.
Самым громким происшествием на перекрёстке Кашириных и Чайковского за последний год стала авария, в результате которой один из автомобилей выбросило на тротуар, где он подмял детскую коляску.
Сценарий этой аварии похож на описанный выше: хотя обзор для поворачивающего налево водителя закрывали другие машины, оправданием это не является. Как и в предыдущем случае, значимым фактом является сигнал светофора. Кстати, если двигающийся прямо водитель проезжает на красный, после недавних разъяснений Верховного суда вина с большей вероятностью ложится на него.
Вот ещё одна авария на том же месте, и снова инцидент — как под копирку. Спорным моментом снова является тот факт, что двигающий прямо водитель проскочил на жёлтый.
А это менее типичная авария с очевидным виновником: водитель BMW выехал на встречную полосу, рассчитывая срезать поворот, и столкнулся в лоб с «Ладой» — травмы получили трое её пассажиров.
Житель соседнего с перекрёстком дома Евгений рассказал, что аварии здесь происходят практически каждый день. Он обратился в администрацию города с жалобами на настройку светофора и весной получил ответ, в котором не вполне согласились с его оценками.
— Существующий цикл работы светофорного объекта, расположенного на перекрёстке Братьев Кашириных и Чайковского, является наиболее оптимальным и соответствует требованиям нормативно-технической документации. К ДТП приводит несоблюдение водителями Правил дорожного движения, — говорится в ответе, подписанном начальником управления дорожного хозяйства администрации Челябинска Александром Шабалиным, которого в начале лета отправили в отставку за плохое исполнение обязанностей.
В том документе Шабалин отмечал, что изменение режима работы отдельно взятого светофорного объекта невозможно без изменения регулировки других светофоров, которые работают взаимосвязанно.
В целом пересечение Кашириных и Чайковского выглядит не самым проблемным местом Челябинска, и аварии во много связаны с привычкой некоторые водителей ехать без запаса на ошибку.
В регулярности аварий на перекрёстке Кашириных и Чайковского больше виноваты...
Автоэксперт Юрий Панченко объясняет, что для снижения аварийности на таких перекрёстках используют два основных способа.
— Можно сделать поворот налево по стрелке дополнительной секции, когда встречный поток стоит. Но такой способ эффективен, если имеются причины для организации движения по стрелкам и с других направлений. В данном случае не факт, что это разумно.
Более действенной мерой, по мнению эксперта, является чуть более раннее включение красного для улицы Кашириных в сторону северо-запада.
— То есть фаза зелёного при движении в сторону центра получается продлённой, что позволяет машинам безопасно повернуть при стоящем уже встречном потоке.
Кстати, такая регулировка снизила бы и риск столкновения с машинами, стартующими с улицы Чайковского, которые частенько упираются в «хвост» автомобилей, поворачивающих с Кашириных. Однако есть у такого решения и минусы: фаза зелёного по Кашириных на этом перекрёстке длится ровно минуту и уменьшение её, например, на пять секунд, приведёт к падению пропускной способности со стороны центра, грубо, на 10%. В вечерний час пик это может быть достаточно чувствительно. Впрочем, для снижения аварийности, возможно, достаточно сделать «зазор» в две–три секунды.
Юрий Панченко также отмечает, что правила не конкретизируют полосу, в которую водитель должен попасть при повороте налево — единственным ограничением является запрет выезда на встречное направление. Поэтому поворачивать налево вполне допустимо в два–три ряда, если позволяет ширина проезжей части — это увеличивает пропускную способность таких перекрёстков и снижает необходимость спешить при повороте налево.
Спорные и очень типичные ДТП мы анализируем каждую неделю в рубрике «Группа разбора».
Стали участниками или свидетелями спорных аварий? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.