Каждый водитель хоть раз проезжал мимо заправки с надписью «ГАЗ», но многие ли задумывались, что это за «ГАЗ» и почему он значительно дешевле бензина? Крупные поставщики газомоторного топлива в регионе рассказали, что привычная для нас надпись на АЗС указывает на смесь пропана и бутана, или, как ее называют в народе, — пропан.
Что такое пропан, и почему его стали использовать в качестве топлива
Добываемые в России нефть и газовый конденсат содержат в своем составе растворенные газы пропан и бутан с примесями, которые нефтяники называют попутным нефтяным газом (ПНГ). Если перевести на бытовой язык, то можно сказать, что из скважин при добыче выходит «нефтяная газировка». Чтобы получить из этой «газировки» желаемый пропан и бутан, сырье под давлением нагревают и прогоняют через специальные установки, в результате получая очищенные фракции пропана и бутана.
Для использования полученных фракций в качестве топлива пропан и бутан смешивают в требуемых пропорциях, затем остывающие газы начинают конденсироваться и принимают жидкую агрегатную форму, тем самым уменьшаясь в объеме в 300 раз, что крайне удобно для транспортировки и хранения газа. Получившуюся смесь, которую в народе привыкли называть пропаном, транспортируют под давлением. Стандартный путь газа начинается с завода, затем газ в железнодорожных цистернах попадает на газонаполнительную станцию и при помощи газовозов развозится по объектам.
Интересно, что раньше, не имея возможности безопасно транспортировать ПНГ, его сразу сжигали на месторождениях. Но с ходом прогресса были найдены альтернативные способы использования газов: в качестве топлива, для обогрева домов, освещения, а также для производства нефтехимической продукции.
Несмотря на то, что пропан является продуктом переработки, он наравне с метаном относится к экологически чистым видам топлива. При сгорании он не выделяет пепла или дыма, за счет чего в выхлопах газовых моторов содержится в три раза меньше оксида углерода и оксида азота, а также в два раз меньше углекислого газа в сравнении с традиционными видами топлива. Это легко увидеть при сравнении шлейфа дыма за грузовиками и автобусами, которые ездят на бензине и на газе. Кроме того, газ не растворяется в воде и не загрязняет почву.
Так ли опасен газ, как об этом думают
Для отечественного автолюбителя пропан не является новым и уникальным продуктом. В Челябинске начиная с 2008 года присутствует крупная федеральная сеть АГЗС, реализующая пропан, производимый из качественного сырья по ГОСТ на крупнейших заводах в Российской Федерации. Ежедневно только в Челябинской области на АГЗС «НОВАТЭК» заправляется большее 7000 автомобилистов, решивших перейти на газ.
У использования пропан-бутана в качестве топлива есть как сторонники, так и противники. Среди автомобилистов ходят самые разные истории про газомоторное топливо, и порой трудно разобрать, где правда, а где миф. На АГЗС «НОВАТЭК» помогли ответить на самые популярные вопросы.
— Сегодня мы слышим немало новостей про возгорания транспортных средств с установленным ГБО. Причины могут быть различными, но все они сводятся к одному — неправильной, халатной установке газобаллонного оборудования. Современная тенденция такова, что в погоне за экономией автовладельцы или недобросовестные СТО устанавливают оборудование ненадлежащего качества. Владельцы сервисов по установке ГБО отметили, что не раз наблюдали установленные китайские подделки, оборудование с вышедшим сроком эксплуатации и даже детали от другого оборудования. Современные качественные системы ГБО оснащены многоуровневой системой защиты, предотвращающей возможность возгорания. Мультиклапан — основной защитный механизм ГБО — ограничивает перелив, сбрасывает избыточное давление, действует при обрыве расходной магистрали, предотвращает утечки, — рассказали в компании «НОВАТЭК».
Еще одной причиной, по которой происходит взрыв газобаллонного оборудования, может являться установка устаревшего, малотехнологичного ГБО 1-го и 2-го поколения.
— Причина его установки — низкая цена, что не может не привлекать, но характеристики безопасности такого оборудования оставляют желать лучшего. Такие системы действительно могли приводить к взрывам ввиду отсутствия автоматической системы защиты. Но на смену устаревшим ГБО пришли современные системы с многоуровневой защитой и компьютеризованной подачей газа. При своевременном обслуживании качественного ГБО риск возгорания или взрыва сводится к нулю, — добавили в «НОВАТЭК».
Два очень простых правила помогут водителям никогда не встретиться лицом к лицу с подобной историей:
устанавливайте оборудование только в сертифицированных сервисных центрах;
не пренебрегайте техническим обслуживанием в указанный производителем срок.
Перечень сертифицированных центров, аккредитованных крупной федеральной сетью АГЗС «НОВАТЭК», можно найти по ссылке.
Второй по популярности миф: «Я слышал, что газ вреден для двигателя». Скептики утверждают, что переход на пропан вреден для двигателя, аргументируя это тем, что при использовании пропана быстрее выходят из строя поршневые кольца, клапаны и топливные форсунки, так как эти детали не рассчитаны на работу при повышенных температурных режимах, которые возникают при сгорании газа, у которого температура горения якобы выше, чем у бензина.
— В действительности температура горения газа ниже, чем у бензина. А вот продолжительность горения дольше, т.к. газ лучше смешивается с кислородом и сгорает без остатка. Преждевременный выход из строя деталей двигателя связан не с температурой сгорания газа, а с неправильной настройкой оборудования, в частности, системы обогащения топливной смеси и регулировки газораспределительного механизма. Причиной перегрева клапанов может быть количество газа, поступающего из газового редуктора во впускную систему двигателя. В угоду экономии настройку количества топлива делают по принципу: меньше газа в цилиндрах — меньше расход — больше экономия. Данная манипуляция приводит к большему содержанию кислорода в топливе и изменению параметров горения обедненной смеси, что чревато последствиями для выпускных клапанов. Владельцы 1-го и 2-го поколения ГБО повсеместно столкнулись с проблемой количества смеси из-за сложности регулировки, вследствие чего были факты прогорания выпускных клапанов и, как результат, капитальный ремонт двигателя. Новое же поколение ГБО позволяет максимально точно отрегулировать качество воздушной смеси, тем самым контролировать температуру и время сгорания топлива, — рассказали в компании «НОВАТЭК».
Таким образом, избежать проблемы выхода из строя двигателя можно, обратившись в проверенный сервисный центр, к мастерам с большим опытом, качественным оборудованием и знаниями по правильной настройке.
Как перейти на пропан и при этом сэкономить
Очевидно, что устанавливать качественное ГБО нужно только в проверенных сервисных центрах. Но еще один немаловажный момент — осуществлять заправку на АГЗС, имеющих лицензию и несущих ответственность за качество газа и оборудования. АГЗС, отпускающие топливо без чека, как правило, из бочки без опознавательных знаков, не несут ответственность за то, что случится с вашим авто после попадания газа в баллон и за то, какой газ попадет в двигатель автомобиля и как этот неизвестный газ повлияет на его работу.
Сеть АГЗС «НОВАТЭК» провела проверку сервисных центров, производящих установку ГБО на автомобили, и отобрала лучшие из них. Данные центры прошли аккредитацию и работают только с качественным оборудованием. После установки оборудования в партнерском центре АГЗС «НОВАТЭК» владелец автомобиля сможет принять участие во всероссийской программе «Перехожу на газ» и получить скидку в 10% на 9000 литров СУГ для заправки на сети АГЗС «НОВАТЭК».
Подробности программы можно узнать по ссылке.