![](https://n1s1.hsmedia.ru/5a/0c/27/5a0c27113d7811b93fadd6aeb05ff480/656x438_1_525890403863e8a2878a231b70be220f@1200x800_0xO93CEy8v_9578137216973173741.jpg.webp)
Прошедшая суббота была для некоторых челябинцев по-настоящему жаркой, и дело не только в погоде. 26 июня на автозаправке сети «Газпромнефть» на ул. Героев Танкограда, 20/1 собрались фанаты международного ралли «Шелковый путь», чтобы встретить спортсменов белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто» на стильных и мощных спорттраках. Участники легендарного ралли выехали из Минска 20 июня, а в нашем городе остановились для пит-стопа — диагностики и заправки машин. Прежде чем попасть на Южный Урал, спортивный караван проехал более 2000 километров на пути к старту. Уже через несколько дней спортсмены покажут, на что способны, в одной из самых сложных гонок мира — ралли «Шелковый путь».
Всего 10 дней и 5250 километров
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/d6/58/d8d6585c1c9ff5bb4fda79016d115a4c/656x438_1_691a71ba9c3dc3b4c048bde31990faef@3000x1999_0xGevL3jqg_6467365500504938637.jpg.webp)
Команда «МАЗ-СПОРТавто» признается: «Шелковый путь» — одно из крутейших состязаний. Именно там можно встретить лучшую гоночную технику более чем из 40 стран мира, включая мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики. Каждый год «Шелковый путь» проходит по новому маршруту. В этот раз отправной точкой станет Омск, а завершится ралли в Улан-Баторе — столице Монголии. За 10 дней спортсменам предстоит проехать 5250 километров в условиях экстремальных нагрузок по бездорожью тайги, гор и пустыни.
«МАЗ-СПОРТавто» — серебряные призеры гонки «Дакара» 2018 года — едут на ралли на трех грузовиках МАЗ-6440RR: все они были сконструированы специально для ралли. Один из грузовиков выпущен в этом году, но уже успел показать свою мощь на гонке «Золото Кагана».
Фото: Дарья Пона
— Эти автомобили — спортпрототипы, они предназначены только для участия в соревнованиях. Мы собирали их сами, наша спортивная команда имеет в штате и конструкторов, и механиков, и пилотов. Гоночные МАЗы кардинально отличаются конструкцией, а также имеют спортивный форсированный двигатель и подвеску, которая позволяет ехать по бездорожью быстро. В остальном они собраны преимущественно из серийных деталей, — рассказал руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.
Что сказать, получилось действительно впечатляюще! Только представьте: высота боевых автомобилей составляет 3,34 метра, длина — до 7 метров, ширина — 2,55 метра с закрытыми дверями. Неудивительно, что болельщики зовут их «красными зубрами». Грузовики сопровождает техническая бригада на сервисных автомобилях и лафетах. Длина технички с лафетом достигает 19 метров. Общий вес комплекса — около 40 тонн. При этом все гоночные грузовики строго соответствуют техническому регламенту, который разработан организаторами «Шелкового пути».
Ежедневно автомобили осматривают механики, производят необходимые работы, а утром машины продолжают гонку.
Что ждет спортсменов на предстоящей гонке, можно узнать, посмотрев на интерактивную карту, — наводите на город и узнавайте подробности о трассе.
На «боевой» технике к месту старта!
К точке старта ралли белорусская команда решила добираться прямо на своей «боевой» технике. А это полконтинента, или тысячи километров пути. На команде лежит огромная ответственность: важно не просто доехать к назначенной дате, но и сохранить двигатели и узлы в полном порядке.
Для всех фанатов ралли одним из главных оставался вопрос — как происходят подготовка, обслуживание и заправка таких гигантов? Спортсмены отвечают: расход топлива на гоночных грузовиках в несколько раз выше, а его качество, как и состояние масла, должно быть безупречным. Ведь от того, чем заправлены гоночные машины, напрямую зависит поведение техники и, как следствие, исход соревнований. Если «кормить» такую машину чем попало, до финиша можно и не добраться, смеются спортсмены.
Фото: Дарья Пона
Чтобы предостеречь автомобили от каких-либо проблем, команда «МАЗ-СПОРТавто» заправляется топливом «Дизель ОПТИ». По пути к старту ралли для этого заезжают на АЗС «Газпромнефть», ну а в ралли обеспечивать топливом участников и организаторов будут специальные бензовозы сети, которые следуют за караваном. Бензовозы оборудованы мобильными колонками, чтобы оперативно заправлять машины прямо в пути. Мобильные колонки будут установлены с двух сторон цистерны: с одной будет вестись заправка «Дизелем ОПТИ», с другой — высокотехнологичным топливом G-Drive 100. Кстати, если бензовозы с «Дизель ОПТИ» сопровождают участников на соревнованиях с 2017 года, то бензин G-Drive представлен на соревнованиях впервые. «Сотка» предназначена для участников категории «мото/квадро» и «внедорожников/SSV», то есть баггов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/24/30/cf/2430cf2e6922a2075240ba77ce2bae33/656x438_1_0af8aa8403bf779ec00d0a3cc5c4c484@3000x1999_0x08iPVCgO_3394559886983414340.jpg.webp)
Что касается моторного масла, команда «МАЗ-СПОРТавто» сделала выбор в пользу G-Energy уже давно. Неоднократно проверенные в самых суровых гоночных условиях, в этом году масла G-Energy сопровождают «Шелковый путь» как технический партнер. Помимо большого запаса масла с командой едет мобильная лаборатория G-Energy, которая проводит диагностику двигателей по характеристикам работающего моторного масла на всех ключевых остановках в пути. Челябинцы, приехавшие на встречу со спортсменами, смогли стать свидетелями одной из таких проверок. Проба отбирается за считаные минуты, и так же оперативно проводится исследование.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b5/5a/64/b55a64cece76b6567a4f5cef3835fde3/656x438_1_7bbe6ac50099b437da7b5d92ed52b33f@3000x1999_0xSIDbcUJb_1639923110101373971.jpg.webp)
Качество масла эксперты мобильной лаборатории проверяют с помощью специальных инструментов, которые умещаются в один небольшой кейс. Инфракрасный спектрометр определяет сразу 8 параметров, в том числе общее щелочное число, степень окисления, кинематическую вязкость и т. д. Также прибор высчитывает наличие примесей и изменение тех или иных эксплуатационных свойств.
Фото: Дарья Пона
— Мы видим, что общее щелочное число практически не изменилось с момента отбора проб на предыдущем пит-стопе в Нижнем Новгороде, хотя команда проехала практически 1000 км. Двигатель работает в штатном режиме, значит, используется топливо надлежащего качества. По количеству железа мы также видим минимальное значение, которое не поменялось с Нижнего Новгорода, хотя температурный режим сейчас непростой. Единственное — появился кремний, поэтому, когда приедете в Омск, проверьте воздушный фильтр и состояние воздухоподающего тракта. По остальным параметрам всё в полном порядке, — прокомментировал эксперт мобильной лаборатории «Газпромнефть — смазочные материалы» Александр Волков.
Стоит отметить, что такие же пробы масла отбираются после каждого спортивного участка во время гонок, чтобы вовремя диагностировать и предотвратить возможные неполадки.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/92/5d/38/925d383d45595e74ffd07039fd0f8cfd/656x438_1_14b4ed905a792eb1fdc037e7adfdd605@3000x1999_0xm1GsX1Ju_2482396362657743792.jpg.webp)
— Во время гонки пилот может видеть, что двигатель перегрет, но нужно продолжать держать высокий темп, на то она и гонка. Поэтому ежедневная проверка масла дает нам уверенность в том, что с машиной всё в порядке. Когда мы приезжаем на бивуак, мы рассказываем команде, что происходило во время гонки, как мы нагружали автомобиль. И здесь стоит выбор: либо осматривать и разбирать узлы автомобиля, что занимает часы, а иногда и целую ночь, либо прибегнуть к помощи мобильной лаборатории, которая может взять пробу из каждого узла и по изменению параметров масла сказать нам, на что обратить внимание и что нужно менять. Конечно же, мы выбираем лабораторию G-Energy. Это помогает сэкономить нам огромное количество времени и сохранить силы механиков, — прокомментировал руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович.
После того как масло проверено, пришло время взять пробы самого топлива. Для этого на станцию приехала мобильная лаборатория — настоящий научный комплекс на колесах. За 30 минут приборы проводят полный анализ топлива по всем параметрам и выдают заключение о его соответствии техническому регламенту Таможенного союза. Такие же лаборатории контролируют качество топлива на всех АЗС сети «Газпромнефть» — их визиты происходят регулярно, но всегда неожиданно.
Фото: Дарья Пона
— Такой анализ позволяет определить температуру вспышки, соответственно, исключить увеличение паров топлива, что влияет на риск возгорания. Также мы обязательно проверяем цетановое число и концентрацию серы, что влияет не только на работу двигателя, но и на окружающую среду, — рассказала начальник передвижной испытательной лаборатории «Газпромнефть-Терминал» Елена Байкалова. — Отмечу, что на станциях сети «Газпромнефть» представлено исключительно топливо класса «Евро-5».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/84/87/d8/8487d819a0b473c9058670941a07aed1/467x700_1_bbf521ab603d7dc152e7478a2acd5946@800x1200_0xl9YPepbG_3813185805020628658.jpg.webp)
После того как анализ проведен, лаборант сообщает: топливо прошло проверку! Все показатели соответствуют нормам качества. Теперь спортсмены могут смело отправляться в путь, наслаждаться скоростью и думать только о победе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/05/f1/0d/05f10d72f1c5ccbfafcc515034e16280/656x438_1_b1bf5d7a6ee27f2dba1744a8acd820f9@3000x1999_0xNMBd3KEx_6834379366459040651.jpg.webp)
«Иногда ночевали в пустыне»
Завершился визит белорусских спортсменов в наш город встречей с болельщиками гонок. Участники команды «МАЗ-СПОРТавто» подарили гостям плакаты с автографами, ответили на самые волнующие вопросы и рассказали несколько историй. Например, о том, как однажды ночевали в пустыне.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/ad/2f/63ad2fe2e9855f67fd0242ce5a8343c4/656x438_1_e51b8509a8376c80598c8e92327b286f@3000x1999_0xehIYnni9_2042917657285078983.jpg.webp)
— Автоспорт — очень сложный, техника иногда не выдерживает нагрузок, поэтому бывали и такие случаи, — рассказал пилот команды «МАЗ-СПОРТавто» Алексей Вишневский. — При этом если днем в пустыне стоит жара до +40 °С, ночью температура воздуха около 0 градусов, поэтому мы вынуждены были ночевать в кабине. Но я уверен, что предстоящий маршрут «Шелкового пути» окажется для нас комфортным, ведь мы отлично к нему подготовились.
Кстати, подготовку проходят не только машины, но и сами пилоты — перед ралли они обязательно занимаются в спортзале, чтобы повысить силу и выносливость.
И, конечно, не обошлось без ярких фото команды с фанатами.
— Я так рад, что у нас есть возможность увидеть всё это своими глазами. Гоночные грузовики очень отличаются от штатных, тут всё по-другому, поэтому очень интересно посмотреть на них с инженерной точки зрения. А ребятам желаю удачи и исключительно победы! — говорит житель Челябинска Виталий Кузнецов.