Все новости
Все новости

«Наступательная операция на карманы россиян»: вице-президент Национального автосоюза — о ценах на ОСАГО

Для отдельных категорий автовладельцев стоимость полиса может вырасти до 80%

Биться будет еще дороже: страховые тарифы для аварийных задрали до небес

Поделиться

В 2022 году процесс «либерализации» ОСАГО выйдет на финишную прямую. Подробно о реформе мы уже писали. И перспектива платить за полисы и 100, и 200 тысяч понравилась не всем. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает нововведения попыткой влезть в карман россиян и рассуждает о последствиях и альтернативах. Публикуем его мнение.

РСА при поддержке Центробанка начинает новую наступательную операцию на карманы россиян. С начала 2022 года уже был расширен тарифный коридор: для легковых автомобилей физических лиц диапазон расширения базовых ставок как вниз, так и вверх составил 10%, для общественного транспорта — 4,9%, для других категорий транспортных средств, в частности, для такси, — 30%.

Сейчас начинается очередной этап борьбы за повышение тарифа. Предлагается поднять сумму максимальной компенсации за вред здоровью с 500 тысяч до 2 миллионов рублей, при этом стоимость полиса, по оценке участников рынка, вырастет минимум на 1000 рублей, или 20%. Для отдельных категорий автовладельцев рост может составить до 80%.

Ну что же, разберемся.

Для начала: а насколько вообще часто фигурирует данная статья выплат? Всего по ней было выплачено 2,1 млрд рублей в 2021 году, а в целом в системе ОСАГО осуществлено страховых выплат на сумму 135,8 млрд рублей. Итого по этой статье выплачено 1,54%. Исчезающе малая цифра в сравнении с предполагаемым ростом тарифа.

Теперь про самые пострадавшие категории автовладельцев. Почему предлагается поднять тариф именно для них? Центробанк публикует исследование, в котором называет эти категории самыми аварийными. Как отмечает регулятор, молодые водители до 25 лет попадают в ДТП вдвое чаще, чем в среднем по рынку, в возрасте 25–40 лет — на 2% реже, а старше 40 лет — на 35% реже. Таксисты попадают в аварии в 7,6 раза чаще, чем водители обычных легковых машин.

Эта точка зрения не сходится с данными МВД. Министерство отмечает, что наибольшее количество ДТП — 27,5% — совершено водителями возрастной группы от 30 до 40 лет, в происшествиях, совершенных данными водителями, также отмечено наибольшее число погибших (27,8%) и раненых (27,9%).

Аналогичные результаты исследования публиковала и «Альфа Страхование»: чаще всего виновниками ДТП на российских дорогах становятся водители в возрасте от 30 до 34 лет, которые стали виновниками 17% ДТП. Были проанализированы страховые случаи с 2019-го по 2021 год.

Есть сейчас и проблема с оформлением полиса. В конце прошлого года <a href="https://74.ru/text/auto/2021/12/14/70313642/" class="io-leave-page _" target="_blank">мы лично убедились в том</a>, что страховые отказывают клиентам со ссылкой на особенности работы базы данных

Есть сейчас и проблема с оформлением полиса. В конце прошлого года мы лично убедились в том, что страховые отказывают клиентам со ссылкой на особенности работы базы данных

Поделиться

Теперь про такси. В целом в России наблюдается снижение аварийности среди водителей такси. Согласно официальной статистике ГИБДД, за 11 месяцев 2020 года в России произошло 3258 ДТП с участием легковых такси. За аналогичный период 2021 года количество таких происшествий стало меньше — 3 161 ДТП. Нужно учитывать, что пробег среднего автомобиля в такси в год кратно больше, чем у обычного автомобиля, а значит, и вероятность ДТП выше. Об этом нам, собственно, теория вероятности и говорит, эти риски можно легко просчитать. Поэтому и в этой категории цифры МВД опровергают мнение Центробанка и РСА.

Таким образом, возникают серьезные вопросы к людям, которые проводили исследование для Центробанка. В социологии есть понятие «формирующий опрос». В таком опросе вопросы составляются так, чтобы подтолкнуть респондента к нужному автору исследования ответу. Здесь мы видим «исследование», направленное на формирование общественного мнения. Которое, к сожалению, приходится опровергать.

При этом тарифы в целом повышать не нужно вообще.

Согласно № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страховых и компенсационных выплат потерпевшим, не может составлять менее 80 процентов страховой премии, из которых 77% — нетто-ставка. При этом расходы на осуществление обязательного страхования должны составлять 20% от брутто-ставки.

В 2020 году, по данным РСА, заключено 41,2 млн договоров, получено 231,7 млрд рублей страховых премий, осуществлено страховых выплат на сумму 135,8 млрд рублей. Отношение страховых выплат к страховым премиям по ОСАГО в целом по России в 2020 году составило 58,6%. Таким образом, в 2020 году 18,4% брутто-ставки на сумму более 42,6 млрд рублей были недоплачены страховыми компаниями. В 2021 году тенденция абсолютно такая же. Следовательно, экономической обоснованности в расширении тарифного коридора не наблюдается.

РСА в лице Уфимцева говорит, что эти миллиарды выплачиваются по судебным решениям, в качестве штрафов и т. д. Убежден, что все свои недоработки, некомпетентность юристов и расходы на штрафы страховщики должны выплачивать из своих 20%. А вместо повышения тарифов — взять деньги из этих недоплаченных миллиардов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК21
  • СМЕХ5
  • УДИВЛЕНИЕ1
  • ГНЕВ12
  • ПЕЧАЛЬ2
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter