Петербургское предприятие Nissan перешло под контроль АВТОВАЗа, и тольяттинский завод дал старт новому проекту по выпуску на освободившихся мощностях автомобилей Lada уже в 2023 году. Речь не о привычных моделях, вроде Granta или Niva, а о неких автомобилях C- и D-класса, которые завод будет делать совместно с партнерами из дружественных стран. Переговоры сторон вышли на финишную прямую.
Nissan остановил сборку кроссоверов Qashqai, X-Trail, Murano в Санкт-Петербурге еще в марте этого года, а в середине осени принял окончательное решение оставить производственную площадку, которую отдали в собственность ФГУП НАМИ, а управление доверили АВТОВАЗу.
— Текущие непростые условия являются уникальным шансом для развития, — убежден президент АО АВТОВАЗа Максим Соколов. — В линейке бренда Lada появятся автомобили более высоких сегментов, которые, уверен, будут по достоинству оценены нашими покупателями. Мы приложим все усилия для сохранения коллектива автозавода в Санкт-Петербурге, скорейшего старта выпуска автомобилей, роста объемов производства и поэтапной локализации с использованием в том числе петербургского кластера поставщиков. Нашей задачей в среднесрочной перспективе является глубокая локализация и достижение технологического суверенитета для всего бренда Lada.
Выпуск автомобилей под брендом Lada планируется возобновить во втором полугодии 2023-го. В релизе говорится о седанах и кроссоверах C- и D-сегмента, но в линейке АВТОВАЗа таких машин нет, значит, имеется в виду выпуск иностранных автомобилей с шильдиком Lada. По такому пути пошел «Москвич», созданный на базе другого опустевшего предприятия — московского завода Renault. Сейчас там выпускают китайские кроссоверы JAC.
Кто будет партнерами АВТОВАЗа, сказать сложно. Многие российские заводы разворачиваются в сторону Китая, но тольяттинский завод смотрит и на Иран: предложение о совместном выпуске машин поступало еще осенью, а позже иранские инженеры были замечены в Тольятти. В Иране выпускают несколько моделей, в основном на базе французских автомобилей разной степени свежести. Один из возможных вариантов — это IKCO Tara, творчески переработанный Peugeot 301 пятнадцатилетней давности.
Вероятно, петербургский завод начнет с крупноузловой (отверточной) сборки иностранных моделей, но по традиции чиновники обещают быструю локализацию.
Сейчас АВТОВАЗ выпускает две модельные линейки машин: упрощенные Granta и Niva. В следующем году он обещает перезапустить выпуск Lada Vesta (она переехала из Ижевска в Тольятти) и электрических Lada Largus. В перспективе завод планирует создать кроссовер на базе Vesta, но попутно, видимо, думает и о контрактной сборке иностранных машин. В последние годы главным партнером АВТОВАЗа была компания Renault, которая планировала полностью интегрировать предприятие в свою производственную структуру. После ухода Renault АВТОВАЗ вынужден был отказаться от выпуска ряда моделей, включая Logan, Sandero, XRAY.
А вот обзор «новых русских моделей», производство которых спешно налаживают в России. 21 декабря стоимость первой модели объявил «Москвич».