Беспрецедентное подорожание автомобилей в прошлом году шло на фоне низких курсов валют, и доллар к лету подешевел до пятилетнего минимума. Но в начале этого года курсы доллара, евро и юаня вернулись к тем же уровням, что были до начала СВО. Означает ли это, что стоимость машин снова пойдет вверх? Судя по всему, да, хотя и не обязательно сразу и в прямой пропорции к курсам.
Сколько прибавят в цене ходовые версии
Дилеры АВТОВАЗа получили мартовские прайс-листы, но «сформулированы» они хитро. Например, стоимость самой доступной версии Lada Granta не изменится и начинается с отметки в 678 тысяч рублей, актуальной с середины июня 2022 года. Это даже ниже максимума, которого достигала цена прошлой весной, но с оговоркой: речь об упрощенной комплектации без АБС и подушек безопасности, без кондиционера, аудиосистемы, подогрева сидений, с 8-клапанным мотором. Эта маркетинговая уловка позволяет создать иллюзию, что стоимость самой доступной модели остается стабильной, но это во многом лукавство. Так, в прайс-листе, опубликованном 27 февраля 2023 года, стоит пометка, что самая дешевая версия Classic'22 не производится, то есть минимальная стоимость реальных машин стартует от 724 тысяч рублей. Но формально базовая Granta пока не дорожает.
С 1 марта ходовые комплектации Lada Granta прибавят в цене, например, версии с кондиционером — на 20–23 тысячи рублей. Так, версия «Classic Кондиционер», которая сейчас стоит от 756 тысяч рублей, весной подорожает до 776 тысяч. А топовая комплектация Drive Active Comfort после увеличения цены будет стоить 930 тысяч рублей. Во всех случаях двигатель будет 8-клапанным 90-сильным, а в комплектациях нет АБС и автоматических коробок передач.
Больше всего, на 40 тысяч, подорожают Lada Granta с ручным управлением, но такие машины для массового покупателя интереса не представляют, поскольку распределяются через социальные структуры и зачастую покупаются за бюджетный счет.
На 21 и 16 тысяч соответственно увеличится базовая цена Niva Legend (старой) и Niva Travel (бывшей Chevrolet Niva), причем в первом случае она перевалит психологическую отметку 800 тысяч, во втором — 1 миллион рублей. А стоимость оснащенных версий экс-«Шнивы» переваливает за 1,2 миллиона.
Мартовское повышение цен АВТОВАЗом небольшое, но по опыту прошлых лет тольяттинский завод склонен корректировать стоимость порциями в течение года. С чем вообще связана такая политика АВТОВАЗа, ведь его зависимость от курсов валют меньше, а тот же металл в прошлом году даже дешевел? Эксперт по автомобильному рынку, заведующий кафедрой автомобилей и автомобильного сервиса Южно-Уральского госуниверситета Александр Рулевский считает, что руководство завода компенсирует затраты, связанные с логистикой.
— Мы не знаем достоверно, откуда АВТОВАЗ ввозит импортные компоненты вроде тех же подушек безопасности и кондиционеров, но, с большой вероятностью, логистика там очень сложная, дорогая, и есть разнообразные риски, которые завод и пытается отыграть, увеличивая стоимость, — объясняет он. — АВТОВАЗ возвращает комплектации, которые были до кризиса, и импортное оборудование увеличивает зависимость завода от логистических аспектов, а это сегодня недешево.
При этом руководство АВТОВАЗа признало, что долги компании превышают 100 млрд рублей и с большой вероятностью будут увеличиваться в течение 2023 года. В том числе это связано с необходимостью инвестировать в восстановление выпуска моделей (Vesta, Largus) и запуск новых линеек, например, автомобиля В-класса на смену Lada Granta.
Подорожают ли иномарки из-за курсов валют?
Александр Рулевский считает, что логика прежних времен уже не работает — сегодня курсы валют являются одним из факторов, который определяет цену, но уже не доминирующим.
— Я бы сказал, цены на автомобили отвязались от курсов валют уже давно, и в самих автомобильных компаниях много лет используют не официальный, а так называемые переводные курсы, которые, скорее всего, в прошлом году были не 70 рублей и даже не 80 рублей за доллар, а гораздо выше, — продолжает Александр Рулевский. — Есть еще один нюанс. Полноценным импортом новых машин в Россию сейчас занимаются только китайские марки, и я, например, не знаю, как именно происходят итоговые расчеты на конечном этапе, в долларах или юанях.
Он говорит, что цены сегодня в большей степени привязаны к рыночным реалиям, то есть к возможности продать данный автомобиль при такой стоимости. Один их аспектов нынешнего рынка — это очень низкий уровень конкуренции из-за ухода большинства привычных автобрендов. Это позволяет продавать машины с большими наценками, которые могут быть заложены в упомянутые выше переводные курсы валют. Поэтому изменение фактических курсов не оказывает прямого влияния на ценовую политику, но может стать одним из аспектов.
Так, например, вышедший в июне прошлого года Haval Dargo стоил в России от 3,2 миллиона рублей. В самом Китае цена такой версии начиналась от 130 тысяч юаней, что по июньскому курсу 9 рублей составляла порядка 1,2 миллиона рублей. Таможенные платежи вместе с утилизационным сбором были 757 тысяч рублей, и в сумме получалось около 2 миллионов. Российская цена была в полтора раза выше: миллион сверху и был той самой наценкой за логистические сложности и своеобразную рыночную конъюнктуру. Но поскольку конкуренция постепенно усиливается среди самих китайских брендов, Haval несколько раз корректировал стоимость своих моделей: например, базовый Dargo осенью подешевел с 3,2 миллиона до 3 миллионов рублей, а в феврале 2023 года стоимость снизилась до 2,8 миллиона, причем прошлогодние версии еще на 100 тысяч дешевле.
Пока нет рисков резкого увеличения стоимости машин из-за роста курсов валют. Но это не значит, что цены стабилизировались или пойдут вниз: импорт автомобилей и компонентов по-прежнему сопряжен со множеством сложностей, а уровень конкуренции в некоторых сегментах нулевой: например, это касается машин самых доступных сегментов, а также ниши, которую раньше занимали бюджетные седаны вроде Hyundai Solaris.
Китайские марки по-разному подходят к ценовой политике, например, для Haval характерны достаточно резкие изменения цен то в плюс, то в минус, чтобы прощупать рынок. Chery придерживается более осторожной стратегии, скажем, самый популярный «китаец» по итогам прошлого года, Chery Tiggo 7 Pro, перед началом СВО стоил от 1,73 миллиона рублей, в марте 2022 года он дважды менял прайс-лист и к концу месяца стоил от 2,52 миллиона, сейчас же кроссовер стоит от 2,65 миллиона рублей. Подорожание за год — на 53%.
Планируете ли вы менять автомобиль в 2023 году?
Недостающие модели в Россию стараются везти параллельным импортом, но поскольку схемы таких поставок до сих пор несколько сумбурные, у новых владельцев возникают проблемы.
Заполнить нишу бюджетных иномарок мог бы новый Chevrolet Onix узбекского производства, но мешают высокие таможенные пошлины и нежелание GM поставлять автомобиль в Россию.
А вот обзор наиболее значимых новинок первой половины 2023 года: среди них новый бренд Tank, реинкарнация Lada Vesta, и калининградские автомобили Kaiyi.