
Чешская марка Skoda объявила о запуске в начале 2024 года завода по производству автомобилей в Казахстане. Завод расположен в Костанае — в 150 километрах от границы с Челябинской областью. Партнером проекта стала компания Allur Company, которой принадлежит костанайское предприятие. Оно, кстати, всеядно: сейчас здесь выпускают JAC и Chevrolet, а ранее — Renault, Hyundai, Lada, Peugeot, Toyota, SsangYong.
Skoda анонсировала выпуск четырех моделей, и линейка во многом напоминает российскую: Octavia, Karoq, Kodiaq производились в Нижнем Новгороде, а уникальной моделью является только европейская версия Kamiq (она отличается от китайской, которую везут параллельным импортом).

Skoda ушла из России в 2022 году, а завод марки в Нижнем Новгороде был закрыт, и между ГАЗом и чешской компанией возникла даже судебная тяжба. Возвращение в Казахстан, где марка работала до 2021 года, преподносится самой Skoda как попытка увеличить долю на тамошнем рынке: в следующем году планируется открыть 15 шоурумов в Астане, Алма-Ате, Костанае и других крупных городах. Но не является ли этот шаг попыткой зайти в Россию через черный ход? Завод удобно расположен, а сам Казахстан входит в единое таможенное пространство.

Судить об этом пока сложно. Если Skoda и вынашивает такие планы, они вряд ли первоочередные. Сжатые сроки запуска проекта означают, что речь идет, скорее всего, о крупноузловой сборке, поэтому особенных преференций такие машины не получат. В Казахстане есть собственная схема растаможивания машин, но их запрещено ввозить в Россию, хотя за этим не очень следят (вот разбор на примере Mitsubishi Montero Sport). Как бы то ни было, официальный ввоз таких Skoda в Россию сопряжен с изрядной таможенной нагрузкой или в Казахстане, или на нашей границе, а с учетом курсов валют такие Skoda получатся недешевыми.

Сейчас ввезенные из Китая Skoda Octavia стоят от 2,5 миллиона рублей, что выглядит конкурентоспособной планкой, ведь за китайские модели сравнимого класса просят от 2,2 миллиона, а лифтбек «Москвич 6» (JAC A5 Plus) и вовсе оценили в 2,626 миллиона минимум. Цена Skoda Karoq сейчас начинается от 3,4 миллиона рублей, Kodiaq — от 4,5 миллиона, а вот оценить Kamiq сложно: из Китая импортируют принципиально другую модель. Поэтому при правильном маркетинге в России может возникнуть интерес к костанайским Skoda.
Пока с тамошнего завода в Россию едут в основном автомобили JAC, но спросом они не пользуются, в том числе потому, что две модели китайской марки выпускают в столице под брендом «Москвич». Так, «Москвич 6» повторяет рестайлинговую версию JAC J7.
А в Челябинске тем временем начались продажи супермощных английских спорткаров Lotus.