Глава АВТОВАЗа Максим Соколов объявил о повышении цен на автомобили Lada в связи с увеличением себестоимости производства. Ожидается, что новые прайс-листы выйдут 13 мая, и, по словам гендиректора завода, увеличение цены не превысит 3%. Для большинства моделей Lada это означает прибавку на уровне 30–60 тысяч рублей.
— Действительно, мы держали эту планку полгода, с момента предыдущего повышения в начале ноября, — сообщил Соколов ТАСС. — За этот период накопленная инфляция составила порядка 7%. Но тем не менее индексация в мае произойдет, но размер ее будет почти в два раза меньше обозначенной цифры. В целом по модельному ряду АВТОВАЗа индексация будет менее 3%.
Увеличение себестоимости глава АВТОВАЗа связал с санкционными рисками, что требует от завода и его поставщиков использовать сложные логистические и финансовые цепочки. АВТОВАЗ и его дочерние структуры попали в санкционный список США, что тормозит и перезапуск бывшего завода Nissan в Петербурге (его первоначально отдали под патронаж АВТОВАЗа).
Максим Соколов также подчеркнул, что индексация не коснется базовых моделей, в том числе самых доступных Granta и Vesta. Правда, в этом тезисе может быть подвох. Наиболее дешевые версии Lada не всегда доступны у дилеров. Например, самой доступной Vesta является версия Comfort за 1,24 миллиона рублей. Это единственная комплектация без подушек безопасности, которая производилась с ноября 2023 по февраль 2024 года в связи с дефицитом комплектующих — следствие введенных в сентябре американских санкций. Если же брать обычные Lada Vesta, стоимость начинается от 1,514 миллиона рублей. Это позволяет АВТОВАЗу сохранить цену на редкие «бесподушечные» Vesta, выпуск которых прекращен, и поднять стоимость актуальных версий, не нарушив обещания.
Стоимость Lada Granta сейчас начинается от 700 тысяч рублей, но речь опять же об уже снятой с производства версии без подушек безопасности. Похожая ситуация со второй комплектацией Classic за 800 тысяч рублей: она имеет мотор под стандарты «Евро-2», хотя в случае с «Грантой» АВТОВАЗ перешел на «Евро-5» еще в прошлом году. Такие машины, вероятно, остались разве что в запасниках дилеров. Если же брать актуальные версии 2024 года выпуска, то минимальная цена Granta стартует сейчас от 860 тысяч рублей, а машины с кондиционером стоят минимум 941 тысячу (автомобили 2023 года выпуска на 11 тысяч рублей дешевле).
При этом в апреле сообщалось, что майское подорожание будет более ощутимым: так, по данным «Газеты.ру», востребованные комплектации Lada Granta подорожают на 51–66 тысяч рублей, «Нивы» — на 51 тысячу. Таким образом, ко второй половине мая цена самой доступной Lada Granta c кондиционером может приблизиться к 1 миллиону рублей.
Стоит отметить, что стоимость китайских автомобилей при этом снижается. Из последних новостей: в мае популярный Geely Monjaro подешевел более чем на 450 тысяч, плюс до 200 тысяч возросла прямая скидка. Теперь его цена стартует от 4,045 миллиона рублей, что примерно на 600 тысяч ниже апрельского прайса. При этом российские модели напротив дорожают: например, в мае на 35–60 тысяч рублей поднялась стоимость УАЗов (данные сайта «Цена Авто»).
В результате российские модели оказываются на одном ценовом поле с китайскими. Ранее мы рассказывали, какие иномарки можно купить за стоимость Lada Vesta. Самым пикантным моментом в том материале был расчет пошлин, которые платят импортеры. Уже сейчас таможенные сборы увеличивают стоимость иномарок почти в два раза. Но в связи с ростом собственных цен АВТОВАЗ считает этого недостаточным и лоббирует очередное (и очень резкое) повышение утильсбора, чтобы выровнять ситуацию.
Как изменилось ваше отношение к АВТОВАЗу после начала СВО и ухода Renault из России?