АВТОВАЗ объявил о начале продаж машин Lada через маркетплейс Wildberries и продолжил начатую в апреле тенденцию: тогда были анонсированы продажи через «Мегамаркет» (проект «Сбера»). Руководство завода считает такой способ реализации автомобилей одним из ключевых направлений развития.
Предлагать автомобили в онлайн-режиме через собственный сайт АВТОВАЗ начал еще осенью 2023 года на волне бурной критики дилерской сети Lada за продажу машин с большими наценками. Онлайн-продажи подразумевали фиксированную стоимость, которая соответствует рекомендованной розничной цене завода. Правда, был нюанс: забрать машину можно исключительно в Тольятти. Система работает и сейчас, и среди предложений онлайн-витрины числится даже базовая Lada Granta за 699 тысяч рублей (такие больше не выпускают).
Региональные ограничения остаются и для маркетплейсов: так, купить «Ладу» через «Мегамаркет» можно только в Самарской области, а через Wildberries — в Волгоградской. В планах АВТОВАЗа — распространить практику как минимум на все города-миллионники.
При этом в данный момент нам не удалось найти автомобилей Lada ни на «Мегамаркете», ни на Wildberries. На обеих площадках можно купить автомобили китайских производителей, например, на «Мегамаркете» есть ассортимент новых Zeekr и Changan, а на Wildberries немало Omoda, Jetour, Chery и машин других марок.
Что касается «Лад», их продажа через Wildberries будет происходить от лица одного из дилеров марки: на первых порах это ООО «Форвард-Авто». Стоимость автомобиля будет фиксироваться, но для проведения сделки потребуется предоплата с банковской карты, привязанной к профилю. Сотрудник дилерского центра будет выполнять роль посредника и запросит необходимую информацию для оформления договора, который нужно будет подписать при выдаче автомобиля. Гарантия на автомобили не будет отличаться от обычной: три года или 100 тысяч километров.
— Расширение опций для онлайн-покупки автомобилей Lada является одним из ключевых направлений стратегии развития продаж АО «АВТОВАЗ», — объясняет вице-президент по продажам и маркетингу АВТОВАЗа Дмитрий Костромин. — Мы рады началу сотрудничества с сильным и опытным игроком на рынке e-commerce и появлению новых возможностей для наших клиентов.
Генеральный директор Wildberries Татьяна Бакальчук рассказала, что продажа автомобилей через маркетплейсы превращается в тренд:
— Индустрия e-commerce быстро развивается, и вместе с ней меняются паттерны и предпочтения потребителей. Они уже привыкли выбирать в интернете одежду, обувь, смартфоны, товары для дома, автотовары и запчасти и не только. Прямо сейчас формируется новый тренд — покупатели готовы приобретать автомобили в привычной для них онлайн-среде. Wildberries хочет возглавить эту тенденцию. Сегодня мы вместе с группой АВТОВАЗ объявляем о старте продаж Lada на Wildberries — я рада, что ведущие автопроизводители тоже верят в развитие дистрибуции через маркетплейсы и готовы инвестировать в это направление.
АВТОВАЗ планирует расширять функционал подобных сервисов, например, скоро появится возможность доставки автомобиля до дома клиента на эвакуаторе. Одним из главных плюсов работы с маркетплейсами является возможность зафиксировать стоимость автомобиля. При этом неясным остается вопрос безопасности таких сделок как с точки зрения возможного мошенничества (вот пример), так и других сценариев, скажем, когда клиента не устраивает доставленный автомобиль. Практика отказов и замены товаров у маркетплейсов в целом отработана, однако львиная доля сделок касается относительно недорогих вещей. Так, средний чек, по данным 2023 года, составил всего 1789 рублей. Поэтому, скорее всего, потребуется время, чтобы практика (в том числе судебная) онлайн-продаж автомобилей сформировалась.
А вы бы рискнули купить машину онлайн?
Кстати, власти обсуждают закон, который упорядочит работу маркетплейсов в России.