Кампания в пользу резкого увеличения утилизационного сбора (аналога таможенных пошлин) набирает обороты. Инициативу главы АВТОВАЗа Максима Соколова поддержал комитет Госдумы по промышленности и торговле, предложив даже более крутой график наращивания сборов. Так, для бензиновых и дизельных машин с объемом мотора 1–2 литра предложено увеличить утильсбор с 300 тысяч до 556 тысяч рублей уже в 2024 году, а далее ежегодно поднимать его, пока не достигнет 1,17 миллиона. Для сравнения: год назад этот показатель составлял 178 тысяч, но в августе 2023 года был увеличен также по инициативе АВТОВАЗа.
Еще сильнее предлагают нарастить утильсборы для электромобилей: в 2024 году планируется поднять их до 1,1 миллиона, а к 2030 году — до 2,23 миллиона рублей. Сейчас электромобили ввозят в страну преимущественно физлица (из-за отмены упрощенной сертификации для юрлиц), и пока утилизационный сбор оставляет 3,4 тысячи рублей. То есть речь идет о его увеличении в 300 с лишним раз.
Депутаты направили предложение в Минпромторг. Решение еще не принято, но опыт прошлого года показывает, что запросы АВТОВАЗа Минпромторг склонен удовлетворять. В данном случае президента завода Максима Соколова беспокоит усилившаяся конкуренция со стороны китайских марок:
— Многие китайские бренды, осуществляя, я бы сказал, агрессивную экспансию на российский рынок, начинают «пробивать» планку утильсбора и заходить на традиционные рынки — в фокус-группы, для которых выпускается продукция из наших моделей. Прежде всего, это автомобиль Lada Vesta, — заявил он в апреле 2024 года на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике, предложив увеличить утильсбор втрое.
Китайские машины действительно подешевели, и за цену Lada Vesta сегодня можно выбирать из нескольких иномарок. Уже сейчас доля таможенных сборов в их стоимости велика, например, прайс-лист Changan Alsvin в Китае начинается от 62 тысяч юаней (800 тысяч рублей), но таможенный сбор для него составляет 614 тысяч рублей. В России за «Алсвин» просят от 1,65 миллиона рублей, что практически равно стоимости наиболее доступных комплектаций Lada Vesta. В случае одобрения инициативы иномарки подорожают минимум на 250 тысяч рублей, то есть Changan Alsvin будет стоить ближе к 1,9 миллиона, что облегчит положение Lada Vesta. Другой моделью АВТОВАЗа, которой могут мешать «чайнабренды», является вернувшийся на рынок Largus: его цена начинается от 1,66 миллиона рублей.
Напомним, что утилизационный сбор не имеет прямого отношения к вторичной переработке автомобилей и был введен в 2012 году в качестве альтернативы таможенным пошлинам. Также при ввозе автомобиля оплачивается акциз, НДС и сбор за таможенное оформление. Для разных категорий транспорта соотношение этих компонентов различается, например, при ввозе мощных электромобилей типа Zeekr доминируют акцизы и НДС (он в данном случае платится и физлицами).
Пока неясно, для чего необходимы столь высокие утильсборы для электрических машин: их продажи в России занимают ничтожную долю рынка — 1,3% по итогам прошлого года. Российское производство электромобилей крайне ограничено: в Липецке в режиме отверточной сборки делают китайские Seres под маркой Evolute, а в Калининграде наладили выпуск также китайских машин под брендом Amberauto. Есть планы по сборке электромобилей «Атом» российской разработки и e-Largus. Но основная доля импорта приходится на Zeekr, Volkswagen и Tesla, которые не конкурируют с перечисленными проектами.
В мае АВТОВАЗ поднял стоимость всех моделей, кроме Lada Vesta: видимо, корректировку ее прайс-листов отложили до момента поднятия утильсборов. В апреле некитайские иномарки впервые выпали из топ-50 российского рынка, что ознаменовало окончание перехода от «западной» к «восточной» модели импорта. АВТОВАЗ тем временем надеется подстегнуть продажи за счет торговли на маркетплейсах.