Компания Volkswagen не имеет отношения к поставкам автомобилей Jetta в Россию, заявили представители китайского офиса концерна в ответ на наш запрос. Таким образом, широко обсуждаемый «возврат Volkswagen через Китай» пока не подтверждается: в компании назвали подобные заявления ложными и безосновательными. Ранее газета Die Zeit обвинила VW в том, что технологии концерна попадают в Россию через поставки автомобилей Jetta. После публикации немецкого издания у бренда Jetta перестал работать российский сайт. Мы разобрались, что происходит.
В чем суть конфликта
В 2022 году Volkswagen принял решение об уходе из России, продав свой калужский завод. Предприятие в итоге отошло к компании AGR Group.
На пустеющий российский авторынок хлынули китайские марки, и с ними бренд Jetta, под логотипом которого совместное с FAW предприятие делает упрощенные версии автомобилей Volkswagen. О самом бренде мы расскажем чуть позже.
Jetta около года возили через параллельный импорт. И только в декабре прошлого года пошли первые разговоры о «белых» поставках через импортера ООО «FAW-Восточная Европа», который в нашей стране уже представляет марку Hongqi.
Об официальном выходе на рынок РФ в компании объявили этим летом. В дилерской среде верили, что этот шаг упросит ввоз автомобилей в Россию, обслуживание и поставку запчастей. Был запущен сайт.
На эту новость возбудилась немецкая газета Die Zeit. Журналисты направили запрос в концерн, но, как они говорят, ответа не получили. Сайт jetta-motors.ru, перестал работать спустя два дня после начала продаж, сообщает телеграм-канал «Автопоток». Причиной тому может быть страх Volkswagen AG перед вторичными санкциями.
На момент написания статьи сайт продолжает выдавать ошибку 404. Все разговоры о возвращении упрощенных Polo Sedan (Jetta VA3) и Skoda Karoq (Jetta VS5) утихли.
Несанкционированную торговлю предотвратить
Мы направили запрос в китайское представительство Volkswagen, которое курирует бренд Jetta. Нам ответил руководитель отдела международных коммуникаций компании Кристоф Людевиг:
— Я хочу подчеркнуть, что ни компания Volkswagen Group China, ни ее совместные предприятия (FAW-Volkswagen) не экспортируют автомобили в Россию. Все сообщения и заявления об обратном ложны и безосновательны.
Кристоф Людевиг также предупредил, что Volkswagen не терпит несанкционированной торговли и делает все возможное, чтобы ее предотвратить.
От вопроса про причастность китайского партнера к «белым» поставкам, глава пресс-службы увернулся:
— По всем вопросам к FAW обращайтесь напрямую в FAW.
Мы направили запрос в FAW Group с просьбой прокомментировать полученное нами заявление Volkswagen. На момент публикации статьи ответ еще не успел прийти. Мы опубликуем официальное заявление компании FAW, как только оно у нас появится.
Телефон российского дистрибьютора найти оказалось нелегко. Мы позвонили на горячую линию на сайте ООО «FAW-Восточная Европа», но ответа также не получили. Телефон взяли в подразделении, которое занимается продажей грузовиков и коммерческой техники китайского бренда.
Мы оставили заявку на комментарий от официального дистрибьютора. Представительница компании сказала, что нам перезвонят.
На фоне скандала с немецким концерном российский дистрибьютор продолжил продвигать автомобили марки Jetta. «Известия» сообщают, что 8 августа ООО «FAW-Восточная Европа» прислало им в редакцию пресс-релиз, где рассказала про свой кроссовер Jetta VS7.
— Продукция реализуется в России через развитую сеть официальных партнеров бренда. В настоящее время ООО «ФАВ — Восточная Европа» тестирует российский рынок с целью дальнейшего развития марки Jetta, — цитируют компанию «Известия».
Что такое Jetta и с чем ее едят
Автомобили Jetta собирают на совместном с китайцами предприятии FAW-Volkswagen. На сайте завода указано, что за 30 лет работы он выпустил более 20 моделей под тремя марками. Сначала с конвейера сходили автомобили, перекроенные под желания китайских покупателей. Это удлиненные версии седанов Audi A4, A6 и кроссоверов Audi Q2. Под логотипом Volkswagen компания выпускала, например, хетчбэк С-сегмента под названием Bora.
В 2019 году немцы и китайцы запустили собственную марку Jetta. Она получила свое название от самого продаваемого в Китае седана. Volkswagen продает в Китае и автомобили под своим брендом, а Jetta занимает положение на ступеньку ниже, предлагая упрощенные и адаптированные для Китая модели VA3, VS5, VS7 (две последние отличаются в основном размерами). Во время пандемии коронавируса китайский потребитель требовал от концерна создать альтернативу общественному транспорту, сообщает главный исполнительный директор Jetta Гарольд Мюллер в интервью азиатскому изданию Nikkei Asia:
— Наши опросы показывают, что китайские потребители хотят владеть дешевыми автомобилями, чтобы не контактировать с другими людьми. Jetta может удовлетворить это желание и предложить качество Volkswagen по цене на 20–30% дешевле продаваемых в Китае моделей концерна.
Детали для машин Jetta берутся «с полок Volkswagen», заявляет исполнительный директор. Гарольд Мюллер назвал такую стратегию «получением прибыли от экономии на масштабе [производства]».
В прошлом году глава Volkswagen Оливер Блюм назвал китайский рынок самым важным для компании. В финансовом отчете концерна за 2023 год на китайское подразделение приходится треть мировых продаж. А это 3,23 миллиона автомобилей.
В газете Die Zeit предполагают, что в Россию марка могла официально попасть без предупреждения немецкой стороны. При этом неясно, будет ли концерн прилагать усилия для ограничения поставок машин в страну или ограничится декларациями.
Кстати, в этом году это не первый скандал Volkswagen в России. Летом завершился суд немцев с группой ГАЗ, тяжбы по которому длились больше года. Бывший завод в Калуге, где собирали Tiguan, Polo Sedan и Skoda Rapid, в августе должен был перезапустить свое производство.