Министерство торговли Китая настоятельно не рекомендовало китайским автопроизводителям инвестировать в Россию и еще ряд стран, сообщает агентство Reuters. Чиновники КНР предупредили представителей автопрома о рисках таких вложений. Дискуссия развернулась на фоне стремления китайских автобрендов расширять присутствие на внешних рынках, в том числе из-за замедления спроса на автомобили в самом Китае.
В первую очередь китайские власти предостерегли автопроизводителей от инвестиций в Индию, с которой у Китая нарастает политическая напряженность. Россия и Турция попали в список стран, куда «настоятельно не рекомендовано» инвестировать. Чуть менее веские формулировки использованы в случае с Европой и Таиландом. При этом Министерство торговли Китая поддержало создание сборочных производств за границей, которые используют автокомпоненты, поставляемые из Китая (видимо, речь о крупноузловой сборке).
Заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин прокомментировал Lenta.ru позицию китайской стороны:
— Они и так особо не вкладываются, потому что это касается только локальной сборки. То есть добавленной стоимости остается крайне мало. Я думаю, что эта рекомендация носит коммерческий характер. И коммерчески она, к сожалению, оправдана.
В России работает единственный китайский завод полного цикла — Haval в Тульской области. Предприятие запустили еще в 2019 году, а в 2024-м заработало моторное производство.
Но с 2022 года, когда иностранные концерны оставили около десятка автозаводов России, ни одна китайская компания не проявила интереса к покупке такого предприятия и инвестициям в него. Все существующие ныне сборки китайских автомобилей созданы по инициативе российской стороны и отличаются низкой локализацией. Исключение — автозавод «Москвич», который перешел на сварку и окраску кузовов, хотя в любом случае уровень локализации значительно уступает таковому тех времен, когда завод принадлежал Renault.
Мы уже рассказывали о трех причинах, которые препятствуют полноценному приходу китайских автопроизводителей в Россию со своими проектами. В первую очередь это риски, связанные с перспективами экономики страны и санкциями. Вторая проблема — не самый крупный размер российского рынка, что осложняет локализацию до уровня, который требует Минпромторг. Третья причина — кризис перепроизводства в самой КНР, что делает более выгодным дозагрузку китайских заводов, чем развитие иностранных.
Тем не менее выпуск китайских автомобилей в России постепенно набирает обороты. Так, компания Chery после неудачного опыта прошлых лет (с «Автотором» и ТагАЗом) в 2022 и 2023 годах воздерживалась от местной сборки автомобилей. Но в 2024-м производство Jetour (суббренд Chery) началось на «Автоторе», а сборка Chery Tiggo 7 Pro под брендом Xcite X-Cross 7 стартовала на бывшем заводе Nissan в Санкт-Петербурге. Ряд признаков говорит о том, что производство двух моделей Chery запущенно и в Калуге на бывшем заводе Volkswagen. Chery пока воздерживается от комментариев, и степень вовлеченности китайской компании в эти проекты неясна.
Минпромторг пытается увеличить привлекательность местной сборки резким увеличением утилизационного сбора, первый этап которого состоится 1 октября 2024 года. Накануне подорожания россияне скупают автомобили рекордными темпами. Одним из способов сэкономить на утильсборе будет частный ввоз автомобиля, но у него есть свои риски.