![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/e9/55/01e955d5acd85aa55633a96726e023cf/656x438_1:5593_80779adb0b970512d539f80f1596b192@5000x3333_0xbDKF4gul_1357457145061433059.jpg.webp)
На автомобильный рынок сейчас сильно влияют сразу несколько факторов
С ростом ключевой ставки Центробанка и увеличением утильсбора многие задаются вопросом: не станет ли это последней каплей для уже переживающего трудности автомобильного рынка России? Обострение экономической ситуации, утяжеление налоговой нагрузки и удорожание автомобилей могут привести к негативным последствиям как для автопроизводителей, так и для простых россиян, мечтающих о собственной машине. Наш коллега из NGS.RU посетил форум дилеров «АвтоВосток» в «Экспоцентре» и узнал, что о будущем рынка думают эксперты.
В последние месяцы российский автомобильный рынок оказался на грани кризиса, и на это есть несколько весомых причин. Высокая ключевая ставка Центрального банка в 21% уже сама по себе вносит значительные изменения в условия для покупателей и производителей авто — займы и кредиты стали попросту недоступными.
К тому же стоит учитывать дополнительную нагрузку в виде утильсбора, который стал реальным финансовым препятствием для покупки. Его увеличение напрямую влияет на стоимость ввозимых автомобилей, что также снижает интерес потенциальных покупателей.
Смена лидеров: «японцев» и «корейцев» почти нет
Как рассказал президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Алексей Подщеколдин, в последние годы рейтинг брендов автомобилей, которые россияне покупают чаще всего, кардинально изменился. Из-за санкций привычные до 2022 года марки фактически исчезли с рынка, уступив свои места отечественному автопрому и «китайцам».
В январе — октябре этого года топ-5 брендов-лидеров выглядит следующим образом:
Lada;
Haval;
Chery;
Geely;
Changan.
Доля китайских автомобилей на российском рынке сейчас почти достигает 60%. Статистика продаж машин в период с января по октябрь выглядит следующим образом: китайские авто — 58%, российские — 35%, прочие — 8%.
Огромные цены, ключевая ставка и утильсбор
![](https://n1s1.hsmedia.ru/9b/3b/4c/9b3b4c16e588431ff4b7224916b0631a/656x438_1:5593_ed6f236215dd94f3d6791a133a6a8c5b@5000x3333_0x0B0U0TnM_9292629370141537551.jpg.webp)
Средняя цена нового автомобиля в России выросла до 3,35 миллиона рублей
По словам Алексея Подщеколдина, российский автомобильный рынок сейчас сталкивается с самыми большими трудностями за последние 10 лет. Автомобиль, отметил эксперт, всё более и более явно становится роскошью, а не средством передвижения. Сейчас средняя цена нового авто в России составляет 3,35 миллиона рублей, тогда как в 2022 году эти цифры были аж на 46% меньше — 2,29 миллиона рублей, а в 2021-м — 1,99 миллиона.
Не стоит забывать, что стоимость машин — это полбеды. Львиная доля россиян покупает их в кредит, но из-за высокой ключевой ставки займы у банков стали очень дорогие, а переплата по ним — очень большой. Свою лепту внесло и повышение утильсбора. Все эти факторы заставляют людей отложить покупку автомобиля до лучших времен.
— Несколько лет назад за эти деньги мы могли купить Mercedes E-класса, а сегодня мы уже можем купить только какой-нибудь обычный китайский автомобиль. Скоро, наверное, будем и «Ладу» за 3 миллиона покупать, — предположил Алексей Подщеколдин. — Нет ничего удивительного: на автомобиль нахлобучивают утильсбор, дорожает логистика, падает курс рубля, растет ставка Центробанка. Сейчас россиянам нужно в среднем отложить полностью 41 зарплату, чтобы купить автомобиль. В 2014 году — 30 зарплат.
Специалист отметил, что рентабельность многих бизнесов в России не превышает 20%. В таких условиях ставка Центробанка «выглядит просто уничтожительной».
Автосалоны будут разоряться
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6e/21/d3/6e21d3b70b47df3ca45e9046831b2c9c/656x438_1:5593_a68024de201d6452858623d970a2955a@5000x3333_0xOGLqXtgA_6439279221474384347.jpg.webp)
Дилерам, чтобы остаться на плаву, необходимо захватывать рынок автомобилей с пробегом
Алексей Подщеколдин уверен, что в 2025 году следует ожидать разорения целого ряда игроков автомобильного рынка.
— Такая вот ситуация: понабрали слишком много дилерств. Сейчас в России 2413 дилерских центров китайских брендов — это рекордное количество. Наверное, это тяжелый перебор. Уже в 2025 году мы увидим ряд игроков, которые будут разоряться, — сказал президент ассоциации РОАД.
По его словам, рентабельность автомобильного бизнеса сейчас очень низкая, а в некоторых странах даже отрицательная. Если говорить о европейском и американском рынках, но там она колеблется от 1,5 до 2,5%, а в Китае и вовсе ушла в минус на 1%.
— 60% дилеров в Китае работают с убытком. Дело в переизбытке производства: планы продаж больше, чем могут продать. Дилеры перестают зарабатывать на новых автомобилях. Производителей постоянно душат — результат плачевный. Чуть-чуть влево или вправо — и рентабельность вашего бизнеса равна нулю, — отмечает Подщеколдин.
Эксперты прогнозируют, что на конец этого года доля купленных новых автомобилей составит около 20% от общего числа, что очень мало. Для сравнения, в 2013 году эта доля находилась на уровне 33%.
Алексей Подщеколдин считает, что для того, чтобы спасти свои бизнесы, автодилерам необходимо начать продавать не только новые автомобили, но и автомобили с пробегом.