Авто мнение Придавило платформой. Гигапроект нового российского автомобиля подорожал вдвое за месяц

Придавило платформой. Гигапроект нового российского автомобиля подорожал вдвое за месяц

Зачем Минпромторг продвигает создание единой модульной платформы

На фото — петербургский Solaris HC. 10 лет назад обсуждалась идея перевести все подобные машины на одну платформу, и вот опять…

Источник:

В правительстве и Госдуме активно обсуждают бюджет единой модульной платформы российских автомобилей. Сумма растет как на дрожжах: в ноябре речь шла о выделении на проект 88 миллиардов рублей, к декабрю желаемая «смета» распухла вдвое. Наш автожурналист Артем Краснов считает, что дело попахивает грандиозным дележом бюджетного пирога. Приводим его мнение от первого лица.

Вообще-то единая платформа для российских автомобилей нужна, и вопрос поднимался еще в середине десятых годов: тогда АВТОВАЗ предлагал создать унифицированную «тележку» для всех бюджетных автомобилей, от «Лады-Весты» до «Хёндэ-Соляриса». Иностранцы затею не поддержали, ведь им проще тиражировать свои разработки. Но с тех пор все они ушли, а российское правительство не оставляет надежд перезапустить местный автопром. И вот идея отечественной платформы снова выходит на авансцену как противовес китайскому технологическому игу.

Автомобильная платформа — это набор компонентов и технологий, позволяющий выпускать широкий ассортимент похожих моделей. Модульные платформы гибкие в использовании, например, на фольксвагеновской MQB строятся такие непохожие с виду машины, как городской хетчбэк Golf и пятиметровый кроссовер Teramont. Такой подход резко снижает себестоимость: грубо говоря, вместо пяти кронштейнов для пяти моделей вы делаете один пятикратным тиражом.

Глядя на VW Teramont, трудно заподозрить родство с VW Golf или Skoda Octavia

Источник:

Взять АВТОВАЗ: у него сейчас пять разнородных платформ для Granta, Vesta, Largus, двух «Нив» и новой Iskra. Для массового производителя это непозволительная роскошь, и бывший владелец завода, компания Renault, планировала устроить «секвестр» платформ, унифицировав линейку Lada с румынской Dacia.

Атомный интерес

Впрочем, сейчас мотор крутит даже не АВТОВАЗ. За создание платформы выступили представители Росатома. Казалось бы, при чём тут они? Дело в том, что «дочка» атомного гиганта, компания «Рэнера», отвечает за создание гигафабрик для производства литий-ионных батарей, и в следующем году первая из них должна заработать в Калининградской области. Поэтому Росатом продвигает идею создания электромобильной платформы с единой компоновкой батарейного блока, унифицированными электромоторами и однотипной электроникой.

«Рэнера» планирует выпускать унифицированные модули литий-ионных аккумуляторов, позволяющие собирать батареи разной емкости

Источник:

При обсуждении бюджетов в качестве реципиента госсубсидий выступило уже ФГУП НАМИ, которое имеет похожий опыт при создании платформы Aurus. Правда, ее делали при поддержке множества иностранных компаний, в частности, Porsche, а коммерческая успешность проекта пока неясна: если президентские Aurus мы видим, то на свободном рынке марка практически незаметна. А для малотиражных машин ручной сборки само понятие единой платформы притянуто за уши: для бронированных лимузинов вопросы экономии на кронштейнах вторичны.

Сумма быстро растет

В ноябре Минпромторг оценил разработку новой платформы в 88 миллиардов рублей, выделенных на три года. Но через месяц глава одного из департаментов ведомства Тигран Парсаданян посчитал, что НАМИ потребуется 160 миллиардов, а срок увеличился до пяти лет.

Сумма не пугает: 160 миллиардов рублей — это примерно $1,5 миллиарда, что выглядит более-менее реалистичным бюджетом для разработки действительно современной платформы. Впрочем, надо быть осторожным в использовании слова «реалистичный» в данном контексте.

Седан Evolute i-Pro — самая доступная модель липецкого автосборщика. Цена стартует от 2,85 млн

Источник:

Я не буду вспоминать Ё-мобиль, которым один олигарх пару лет эпатировал публику. Но подобные прожекты мы видели и потом. Скажем, в 2021 году тот же Минпромторг обсуждал выделение 800 миллиардов рублей на создание российского производства электромобилей в сжатые сроки. Возможно, нынешние планы — часть той большой инициативы, но ее достижения пока скромны. За три года в России появилось несколько сборок электромобилей, но коммерчески они почти безнадежны. Китайские электромобили выпускает липецкий Evolute, столичный «Москвич», калининградский «Автотор», но импортируемый и дорогой Zeekr продается лучше, чем все они вместе взятые.

Почему ставка на электромобили?

Запуск гигафабрики может подстегнуть развитие новых проектов, и вроде бы платформа тут уместна. Но мы в самом деле так сильно верим в электромобили, чтобы делать на них ставку? Мне нравятся электрокары, и в Китае их популярность растет в геометрической прогрессии. Но в России продажи электрокаров только-только оттолкнулись от дна: в 2023 году реализовали 14 тысяч, в этом будет 17-18 тысяч, что в любом случае ничтожно на фоне полуторамиллионного рынка.

Власти сами придушили поток электромобилей в страну, что тормозит и развитие сетей электрозарядных станций, а это снижает интерес к самим электромобилям. Замкнутый круг.

Платформа требует миллионных продаж электромобилей, и, по-моему, мы раньше увидим Алису с мелофоном, чем такой спрос на «электрички».

Как сбежать из зоопарка

Впрочем, ставка на электромобиль пока звучит лишь на уровне деклараций. Возможно, дело лишь в бюрократическом маркетинге, ведь выбивать деньги под нечто передовое и модное проще, чем сулить очередной народный автомобиль. С оным уже бывали казусы. В 90-х Борис Березовский продвигал помпезный проект AVVA, закончившийся ничем, на руинах которого АВТОВАЗ много лет спустя выпустил вполне заурядную «Калину» — переосмысленную «восьмерку». А потому просить у бюджета денег на еще один «народомобиль» несовременно, но добавишь упоминание электромобилей и гибридов — и вот уже светлое будущее брезжит через марево нанотехнологий и гигафабрик.

На базе Lada Iskra можно создать целую линейку бюджетных машин, ведь эта же платформа лежит в основе кроссовера Duster (III) и минивэна Jogger, не считая дюжины других моделей

Источник:

Допустим, речь всё же о классической бензиновой технике. Но даже если так, кому эта платформа адресована? АВТОВАЗу? Ему бы разобраться с нынешним гаремом, тем более, в арсенале есть перспективная платформа «Искры» — по сути, русификация технологий третьего поколения Renault Logan. А на базе «Весты» строят кроссовер, который мы увидим уже в 2025 году, то есть у АВТОВАЗа есть минимум две «тележки» с перспективой использования лет двадцать-тридцать. И для чего в таких условиях еще одна, шестая (для АВТОВАЗа) платформа?

Можно помечтать о кроссовере УАЗ или легком коммерческом фургоне КАМАЗ, но, скорее всего, привести эти разношерстные марки к общему знаменателю одной легковой (и электромобильной) платформы будет не проще, чем решить ближневосточные военно-политические кризисы. Ведь созданием своей платформы занимается «Атом», еще одну обещал «Автотор», еще одну — «Москвич». Причесать весь этот зоопарк марок в теории разумно, но удастся ли на практике? Ведь каждый завод имеет свою политику, свое видение…

«Атом» позиционируется как проект по созданию электромобильной платформы со своей операционной системой и уникальной электронной архитектурой. Но живых машин мы еще не видели — только прототипы и макеты

Источник:

Не удивлюсь, если в конечном итоге пресловутый модульный проект окажется коктейлем китайских технологий (или идей «Атома»), существующий параллельно с еще дюжиной платформ. Впрочем, если под успехом понимать выделение бюджетов и их освоение, то проект вполне реализуем. На этой оптимистичной ноте и остановимся.

Согласны с автором?
Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY2
Удивление
SURPRISED1
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
ТОП 5
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Парни, не позорьтесь!» Уральский блогер объяснила, что запрещено дарить девушкам на Новый год
Ольга Чиги
блогер
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления