
Первый снимок автомобиля новой марки
Бывший автозавод Volkswagen в Калуге, перешедший под контроль российской AGR Automotive, выпустит более 110 тысяч автомобилей до конца 2025 года. Об этом сообщил губернатор Калужской области Владислав Шапша. Почти одновременно с этим AGR Automotive презентовала бренд Tenet и тизер первой модели, в которой угадывается разновидность Chery Tiggo 7. Вероятно, именно она и пропишется на бывшем заводе VW: мы писали об этом еще прошлым летом, хотя в то время компания отрицала подобные планы.

Похоже, речь вот об этой модификации Chery Tiggo 7
Выбор модели не удивляет — Chery Tiggo 7 и его клоны являются в России бестселлерами. Вероятно, первым Tenet станет модификация Tiggo 7 Plus, которая до сих пор в России не продавалась, но технически близка к нынешним «семеркам». При этом в Петербурге уже собирают дорестайлинговые кроссоверы под названием Xcite X-Cross 7, а в Калининграде — близкие к ним Jetour Dashing, равно как пользуются спросом импортируемые из Китая Chery Tiggo 7 Pro Max.
Нравится ли вам бренд Tenet?
Анонсированные губернатором Калужской области планы по выпуску 110 тысяч машин выглядят крайне амбициозными, не сказать несбыточными. Для сравнения: в прошлом году все модели Chery разошлись тиражом 157 тысяч, а продажи «семерки» составили около 70 тысяч. Но бренд Chery узнаваем в России благодаря долгому присутствию, тогда как марке Tenet еще только предстоит закрепиться на рынке.
Показателен опыт Xcite: в 2024 году планировали выпустить 25 тысяч машин, в итоге планы скорректировали до 20 тысяч, а по факту на учет встало 5,5 тысячи кроссоверов. Модель продают с прошлой весны, но даже в пересчете на полный год получается значение в районе 10 тысяч. Сейчас торговые площадки Xcite заставлены нераспроданными машинами, и марка ввела скидки в 300 тысяч рублей, чтобы разгрузиться от «стоков». Не исключено, что в будущем завод под Петербургом отдадут под другие проекты: в числе кандидатов — модели на платформе Lada Iskra.

Xcite X-Cross 7 продавался на порядок хуже, чем близкий ему Tiggo 7 Pro Max
Формально у Xcite X-Cross 7 были шансы на успех: клон популярной модели продают через дилерскую сеть АВТОВАЗа, обеспечивающую трафик клиентов. Но малоизвестный бренд и небольшая разница в цене с настоящими Chery Tiggo 7 Pro не позволили проекту выстрелить.
С похожими проблемами столкнулся и автозавод «Москвич»: так, в первый полный год работы (2023) хотели выпустить 50 тысяч машин, в итоге собрали 31 тысячу, а продали 13 тысяч. После беспрецедентного снижения цен год назад марка набрала обороты, но даже результаты 2024-гоо вдвое ниже до первоначального плана (23 тысячи).
Аналогичная ситуация еще с одним проектом AGR Automotive — бывшим питерским заводом Hyundai, где сейчас выпускают те же машины под брендом Solaris. До 2022 года питерские Hyundai и Kia были бестселлерами, порой опережая по продажам Lada Granta и Lada Vesta. Завод выпускал до 200 тысяч машин в год. Итог 2024-го — менее 15 тысяч. И это несмотря на уникальное положение современных Solaris: по сути, это единственные иномарки «старой школы», которые делаются в России из некитайских компонентов.

Сборка Solaris HC (бывшая Creta) на заводе под Петербургом
Что касается калужского автокластера, более реалистичным выглядит проект по сборке Haval Jolion на заводе Peugeot-Citroen. Модель является бестселлером, и в прошлом году тульские «Джолионы» разошлись тиражом 84 тысячи, поэтому заявленные планы в 25 тысяч кажутся реализуемыми.
Но помешать могут проблемы со спросом в 2025 году. Январь закончился для авторынка неплохо, показав плюсовую динамику, но в первую неделю февраля продажи сократились на 5%. В конце прошлого года у дилеров накопились большие запасы машин, которые распродают со скидками, подстегивая спрос. В перспективе автомобили могут подорожать как минимум из-за роста утилизационного сбора, который для популярных моделей прибавил на 367 тысяч рублей (относительно сентября 2024 года).
А знаете, кстати, на что тратится утилизационный сбор в реальности? Мы разобрались.
На днях мы без всякого повода протестировали Lada Granta, чтобы понять, насколько эта модель уместна в 2025 году.