RU74
Погода

Сейчас+10°C

Сейчас в Челябинске
Погода+10°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +6

5 м/c,

зап.

741мм 76%
Подробнее
5 Пробки
USD 80,31
EUR 90,10
Авто Кризис-2025 Вот так «Фокус»! Вас задушит ностальгия от автомобильных прайсов двадцатилетней давности

Вот так «Фокус»! Вас задушит ностальгия от автомобильных прайсов двадцатилетней давности

Самая дешевая «Лада» стоит теперь дороже хорошей иномарки нулевых

Ford Focus когда-то стоил $14 000. Примерно как сейчас «Гранта» | Источник: Артем КрасновFord Focus когда-то стоил $14 000. Примерно как сейчас «Гранта» | Источник: Артем Краснов

Ford Focus когда-то стоил $14 000. Примерно как сейчас «Гранта»

Источник:

Артем Краснов

За последние 20 лет средняя стоимость автомобиля в России выросла в десять раз, а машин дешевле $10 000 на рынке не осталось, хотя в 2004 году на них приходилось 3/4 спроса. К такому выводу пришли аналитики агентства «Автостат», которые опубликовали любопытную статистику изменения автомобильных цен. Кстати, наиболее доступными машины для россиян стали в 2013 году, когда для покупки новой иномарки требовалось 30 зарплат. Сейчас, даже с учетом роста доходов, 44 зарплаты.

Как умирал бюджетный сегмент

В 2004 году российский автопром выпускал сразу несколько дешевых моделей, начиная от вазовской «классики» со средней ценой 137 тысяч рублей ($4750) и переднеприводного семейства Samara за 208 тысяч ($7225). Пришедшая им на смену Lada Granta к нашим дням стоит в среднем 1,09 млн ($11 900). Правда, в таких расчетах нужно учитывать и долларовую инфляцию, которая за этот период составила около 70% (источник), и в этом смысле стоимость самой дешевой переднеприводной «Лады» выросла как раз в этих пределах. Но если брать самую доступную «Ладу» класса В, то ее валютная цена подскочила в 2,5 раза (на 150%).

Семейство «Жигулей» выпускалось АВТОВАЗом более 40 лет. К 2000-м годам машины сильно устарели, зато были по-настоящему доступные | Источник: Артем КрасновСемейство «Жигулей» выпускалось АВТОВАЗом более 40 лет. К 2000-м годам машины сильно устарели, зато были по-настоящему доступные | Источник: Артем Краснов

Семейство «Жигулей» выпускалось АВТОВАЗом более 40 лет. К 2000-м годам машины сильно устарели, зато были по-настоящему доступные

Источник:

Артем Краснов

В 2004 году рынок предлагал и более доступные машины, например, всего 94 тысячи рублей стоила «Ока» ($3275). Правда, она не удовлетворяет современным стандартам экологичности и безопасности, и если привести «Оку» к актуальным нормативам (оснастить подушками безопасности, АБС, впрыском топлива, нейтрализатором), стоимость ощутимо вырастет.

Малолитражку «Оку» в городах уже почти не встретишь, а вот в селе они используются в качестве подсобного транспорта | Источник: Артем КрасновМалолитражку «Оку» в городах уже почти не встретишь, а вот в селе они используются в качестве подсобного транспорта | Источник: Артем Краснов

Малолитражку «Оку» в городах уже почти не встретишь, а вот в селе они используются в качестве подсобного транспорта

Источник:

Артем Краснов

Интересно, что к бюджетному сегменту в 2004 году можно было отнести и «Волгу», которая стоила в среднем 246 тысяч рублей ($8550), примерно как ВАЗ-2110, тогдашний флагман АВТОВАЗа. Для сравнения, занявшая эту нишу Lada Vesta стоит сейчас в среднем 1,76 млн ($19 100). Разрыв между «Грантой» и «Вестой» скоро заполнит Lada Iskra, но в любом случае она будет дороже иномарок, предлагавшихся в 2004 году.

Обе «Нивы» — долгожительницы. Одной скоро исполнится 50 лет, другой — 30 | Источник: Артем КрасновОбе «Нивы» — долгожительницы. Одной скоро исполнится 50 лет, другой — 30 | Источник: Артем Краснов

Обе «Нивы» — долгожительницы. Одной скоро исполнится 50 лет, другой — 30

Источник:

Артем Краснов

Кстати, единственной легковой массовой моделью, сохранившейся с тех времен, является Lada/Chevrolet Niva Travel, и ее рублевая цена выросла в четыре с лишним раза — с 328 тысяч до 1,43 млн (с $11 400 до $15 540). Как ни странно, с учетом долларовой инфляции и некоторых улучшений «Нивы», формально ее стоимость даже снизилась (видимо, сказывается возраст).

Конец доступных иномарок

Но главной проблемой для российского авторынка стала потеря доступных иномарок. Хитом 2004 года был Ford Focus: американская компания в начале нулевых запустила во Всеволожске завод полного цикла, который стал ролевой моделью для российского автопрома. Цена «Фокуса» начиналась от $12 тысяч, средняя составляла $14 470. Модель предложили в невероятном количестве вариаций: трех- и пятидверный хетч, седан, универсал, кабриолет (его импортировали). Было несколько моторов объемом 1,6 литра, 1,8 и 2,0 литра, дизель, спортивная версия ST, а комплектации формировались почти свободно.

Ford Focus стал знаковой моделью для постсоветского автопрома, доказав, что современную и недорогую иномарку можно делать внутри страны | Источник: Артем КрасновFord Focus стал знаковой моделью для постсоветского автопрома, доказав, что современную и недорогую иномарку можно делать внутри страны | Источник: Артем Краснов

Ford Focus стал знаковой моделью для постсоветского автопрома, доказав, что современную и недорогую иномарку можно делать внутри страны

Источник:

Артем Краснов

Сейчас иномарки радикально дороже: так, самая популярная модель Haval Jolion стоит в среднем 2,44 млн или $26 520. Чуть дешевле компактный Chery Tiggo 4 ($25 650), а вообще доступной иномаркой является Changan Alsvin ($19 782). В 2004 году за стоимость этого «Чангана» можно было купить Toyota Corolla ($19 350), которая заслужила репутацию надежной и долговечной модели (ее импортировали тогда из Японии или Турции). А еще дешевле, $17 520, стоил Mitsubishi Lancer японской сборки.

Помимо авторитетных иномарок, рынок предлагал и альтернативы попроще, например, Daewoo Matiz стоил всего $8500, Daewoo Nexia — $9650, Hyundai Accent — $11 840, Hyundai Getz — $12 790.

Daewoo Matiz несколько лет удерживал статус самой доступной иномарки. Машины выпускали в Узбекистане | Источник: Артем КрасновDaewoo Matiz несколько лет удерживал статус самой доступной иномарки. Машины выпускали в Узбекистане | Источник: Артем Краснов

Daewoo Matiz несколько лет удерживал статус самой доступной иномарки. Машины выпускали в Узбекистане

Источник:

Артем Краснов

Даже если добавить в уравнение валютную инфляцию, Lancer бы сегодня стоил около $30 тысяч, и близкие деньги просят сейчас, например, за Omoda C5, Chery Tiggo 7 Pro, Geely Coolray. То есть как минимум произошло замещение надежных и предсказуемых иномарок на китайские автомобили, о реальной надежности которых мы почти ничего не знаем.

Россияне стали богаче?

Средняя рублевая стоимость автомобиля за эти годы выросла в 10 раз, с 305 тысяч до 3,12 млн рублей. Валютная изменилась не так резко, втрое — с $10 500 до $33 800. В любом случае это ощутимо выше долларовой инфляции. И если в 2004 году 74% рынка занимали модели дешевле $10 тысяч, то сейчас 72% приходится на сегмент дороже $20 тысяч.

Впрочем, это счастье обманчиво. Во-первых, в России опустел бюджетный сегмент: кроме устаревшей «Гранты» и еще более старых «Нив», выбирать тут особенно не из чего, а понятие «доступная иномарка» перестало существовать как вид (и очередное повышение утильсборов с 2026 года усугубит этот разрыв). Во-вторых, относительно стабильный спрос до конца 2024 года обеспечивали автокредиты, и некоторые китайские марки продавали таким образом 75–80% машин. Повышение ключевой ставки привело к падению спроса и накоплению полумиллионных «стоков».

Lada Granta задает нижнюю планку цен на российском рынке, но даже она уже заметно дороже $10 000 | Источник: Артем КрасновLada Granta задает нижнюю планку цен на российском рынке, но даже она уже заметно дороже $10 000 | Источник: Артем Краснов

Lada Granta задает нижнюю планку цен на российском рынке, но даже она уже заметно дороже $10 000

Источник:

Артем Краснов

Относительно средних зарплат машины в любом случае подорожали. Лучшим годом для покупки был 2013, когда средневзвешенная цена машины составляла 907 тысяч рублей и составляла 30 средних зарплат. По данным Росстата, за прошедшие 12 лет этот показатель вырос с 30 тысяч рублей в месяц до 88 тысяч, и тем не менее сейчас для покупки машины в среднем нужно копить 44 месяца (три с половиной года).

В хорошие времена считалось, что машина не должна стоить более 6–12 зарплат, и даже если взять максимальную планку, среднему россиянину сейчас хватает разве что на Lada Granta в самой простой версии.

Если учитывать среднюю цену «Лад», то в 2013 году россиянину нужно было откладывать всю зарплату 13 месяцев, сейчас — 16 месяцев.

Kaiyi E5 калининградской сборки на волне падения спроса подешевел аж до 1,35 млн рублей | Источник: Артем КрасновKaiyi E5 калининградской сборки на волне падения спроса подешевел аж до 1,35 млн рублей | Источник: Артем Краснов

Kaiyi E5 калининградской сборки на волне падения спроса подешевел аж до 1,35 млн рублей

Источник:

Артем Краснов

А еще любопытно, что если взять список самых дешевых иномарок, в нем нет ни одной популярной модели: Changan Alsvin, BAIC U5 Plus, SWM G05/G01, Kaiyi E5, BAIC X7. Если в прежние времена доступные иномарки часто попадали в топы продаж, то сейчас крайне высокие таможенные сборы больше всего бьют именно по лоукост-сегменту. И получается, что китайская машина стоимостью на родине $8–10 тысяч при пересечении границы дорожает в два и более раза, из-за чего соотношение цены-качества оказывается невыгодным даже с учетом формальной дешевизны модели. В итоге россияне предпочитают доплатить за кроссоверы известных марок, типа Haval Jolion тульской сборки или привычный Chery Tiggo 4.

Какой должна быть идеальная дешевая народная машина?

А чем Granta не устраивает?
Верните «Жигули»!
Не хватает «Оки»
Что-то типа узбекского Matiz
Я за Hyundai Accent
Верю в Lada Iskra
Хочу Focus за $14 тысяч
Напишу в комментариях

Китайские марки любят диковатый маркетинг и безудержное клонирование брендов. Продажи автомобилей в апреле на треть хуже прошлогодних. Дилеры некоторых китайских марок стали закрываться.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE8
Смех
HAPPY9
Удивление
SURPRISED3
Гнев
ANGRY5
Печаль
SAD8
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
135
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления