
Есть опасения, что в будущем «Гранта» за миллион рублей покажется сказкой
Аналитическая компания «Технологии доверия» опубликовала исследование, посвященное автомобильному рынку. Из него следует, что эта сфера во всем мире восстанавливается после кризиса, и спрос на новые машины растет. Впрочем, вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что не все так однозначно. Далее — текст от первого лица.
Сейчас обсуждается прогноз консалтеров о грядущем росте продаж на авторынке. Конечно, у нас старый парк, а уровень автомобилизации ниже, чем у других развитых стран. Спрос на автомобили, разумеется, есть, и он огромный.
Только вот есть просто спрос, а есть платежеспособный спрос. Потребители, которые хотят что-то купить, но не могут, — это вовсе не потребители, это мечтатели.
Утилизационный сбор будет повышаться до 2030 года и сделает недоступными китайские импортные автомобили. Останется надежда только на внутреннее производство.
Для локализации китайским компаниям нужно будет вложить десятки миллиардов рублей, которые необходимо будет вернуть. Надеяться на то, что произведенные в России китайские авто будут стоить так же дешево, как на исторической родине, по меньшей мере наивно. Не будут.
Конечно, «АвтоВАЗ» выдавит из этой ситуации каждую копейку. Мы еще с грустью будем шутить о временах, когда «Гранта» стоила миллион рублей, а «Веста» — два. Ценовые аппетиты в Тольятти будут нарастать по мере снижения количества тех, кто хочет приобретать их изделия.
С чего оптимизм у консалтеров? Ставка снизится? Центробанк сказал, что мы в долгосрочном периоде высоких ставок. Даже несколько процентных пунктов снижения не гарантируют резкого роста рынка.
Резкий рост доходов населения вряд ли возможен. Максим Орешкин [замруководителя администрации президента РФ] прямо сказал, что нынешняя модель роста экономики исчерпана, но не обозначил, как и за счет чего будет создана новая модель роста. Инфляция остается высокой. Геополитическое давление сохраняется.
Была тут хорошая статья с мнениями топ-менеджеров крупных продовольственных торговых сетей. Прямо говорят, что реальные доходы людей стали расти медленнее, при этом самые обеспеченные покупатели своих трат почти не снижают, тогда как средний ценовой сегмент деградирует — многие уходят из него в низкий сегмент.
Надо сказать, что данным от розницы я доверяю при оценках экономической ситуации больше всего. Они видят средний чек, они могут составить профиль потребления, пожалуй, по каждому гражданину России. И поточнее, чем налоговая.
Так откуда возьмется платежеспособный спрос в реальном мире, а не в отчетах?
Напомним, ранее Антон Шапарин подробно рассуждал о последствиях повышения таможенных барьеров. Спойлер: протекционизм разгоняет инфляцию, и это скажется на всех, а не только на автомобилистах.