RU74
Погода

Сейчас+12°C

Сейчас в Челябинске
Погода+12°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +9

5 м/c,

зап.

741мм 82%
Подробнее
2 Пробки
USD 78,31
EUR 91,08
Авто Мнение «Утильсбор вырастет до 800 тысяч». Автожурналист — о рисках повышения цен на машины

«Утильсбор вырастет до 800 тысяч». Автожурналист — о рисках повышения цен на машины

А лазейку с частным ввозом начали перекрывать

Ввоз машин по «льготному» утильсбору могут запретить в несколько этапов | Источник: Алексей ЖуравлевВвоз машин по «льготному» утильсбору могут запретить в несколько этапов | Источник: Алексей Журавлев

Ввоз машин по «льготному» утильсбору могут запретить в несколько этапов

Источник:

Алексей Журавлев

Глава Минпромторга Антон Алиханов рассказал о планах повышения утильсбора для физических лиц, в первую очередь при ввозе машин мощностью более 160 л. с. Таким образом правительство планирует привлекать 4060 миллиардов рублей в год, которые направят на поддержку отечественного автопрома. Наш автожурналист Артем Краснов рассказал, почему такой подход его возмущает. Приводим его мнение от первого лица.

Утилизационный сбор никак не связан с утилизацией автомобилей, это просто еще один таможенный барьер, введенный в 2012 году для компенсации пошлин, которые Россия снизила тогда по правилам ВТО. Но высокие ставки сбора действовали только для юрлиц, а при ввозе машины «физиками» он оставался минимальным (3,4 тысячи или 5,2 тысячи для новых и старых машин). Это имело смысл: в 2012 году пошлины на ввоз автомобилей физлицами остались высокими, то есть компенсировать было особенно нечего.

Просто для понимания: при импорте новой машины таможенной стоимостью $ 10 тысяч с мотором 1,6 литра юрлицо заплатит пошлину 118 тысяч рублей, физлицо — 424 тысячи. То есть для «физиков» утильсбор уже как бы зашит в таможенную пошлину, и никакой особенной щедрости тут не было.

Все эти годы власти придерживались этого принципа, но потом бюджет стал пустеть, и начались тектонические сдвиги. В 2023 году ввоз машин физлицами разделили на коммерческий (при нем ставки подскакивают до «юридических») и частный, в последнем случае, заплатив «утиль» по низкой ставке, нужно владеть машиной не менее года.

Теперь, кажется, власти взяли курс на повышение ставок и для физлиц, ввозящих машины для себя. А значит, они будут платить и высокую пошлину, и высокий утильсбор. С одной стороны, это еще больше задушит частный импорт (и так сопряженный с рисками), с другой — вряд ли дело ограничится машинами мощностью более 160 л. с. Большая часть частного импорта приходится на автомобили попроще, и, думаю, власти просто дробят повышение утильсбора на этапы, чтобы меньше бросалось в глаза. Планку мощности можно постепенно снижать, ведь где 160 л. с., там и 130 л. с., а тут уж недалеко и до 90 л. с. недалеко: надо же поддержать «Ниву» с ее новым мотором.

Всё это происходит на фоне беспрецедентного роста ставок утильсбора для юрлиц. Сегодня при ввозе машины пошлина уже почти не играет роли: куда больше сказывается как раз утильсбор. Пример расчета: пусть вы везете новый автомобиль класса Hyundai Solaris. Пошлина будет упомянутые 118 тысяч (15% от цены), НДС — 182 тысячи (20%), акциз — 7 тысяч (0,8%), утильсбор — 667 тысяч (73%). Да, вы не ослышались: при ввозе конкурентов «Лады-Весты» утильсбор составляет три четверти цены машины. Поэтому «Веста» — вне конкуренции. А если взять машины с моторами объемом 2–3 литра, да еще подержанные, коммерческий утильсбор достигает устрашающих 2,8 миллиона рублей.

В России автомобили Solaris российской сборки стоят примерно вдвое больше, чем на родине | Источник: Артем КрасновВ России автомобили Solaris российской сборки стоят примерно вдвое больше, чем на родине | Источник: Артем Краснов

В России автомобили Solaris российской сборки стоят примерно вдвое больше, чем на родине

Источник:

Артем Краснов

Я напомню динамику этого процесса: в 2012 году для новых машин объемом мотора 1–2 литра утильсбор составлял 26,8 тысячи рублей. В 2016 году платеж вырос до 44,2 тысячи рублей, в 2018 году — до 84 тысяч, в 2020 году — до 178,4 тысячи, в 2023-м — до 300 тысяч, с 2025 года — 667 тысяч, с 2026 года он составит 801 тысячу. И это для одной из самых дешевых категорий. Для объемных моторов и подержанных машин всё в разы хуже.

И вот что получается: коммерческий утильсбор приближается к стоимости самого автомобиля, и мотивация обходить его с помощью импорта на физлиц только растет. Не спасают уже и высокие пошлины для частников. И власти, видимо, взяли курс на уравнивание этих сборов, чтобы прекратить несистемный импорт как явление.

Некоторые резонно замечают, что утильсбор не является таможенным барьером, потому что его платят и местные производители, включая АВТОВАЗ. Да, но! Суть в том, что АВТОВАЗу утильсбор компенсируется задним числом из бюджета самыми разнообразными «мерами поддержки автопрома». В какой именно пропорции и как, мы точно не знаем, но этот механизм никто и не скрывает. Поэтому местные производители являются бенефициарами высокого «утиля».

И если тульский Haval или «Автотор» получают лишь небольшую долю компенсаций (у них низкая локализация), то АВТОВАЗ, скорее всего, — максимальную. Точные условия прописаны в специальных инвестиционных контрактах и не разглашаются, но, судя по рьяности, с которой дирекция АВТОВАЗа лоббировала два предыдущих повышения «утиля», с компенсациями из бюджета всё шоколадно.

Lada Azimut построена на базе «Весты». Ее цена, по нашим оценкам, составит от 2,2 до 2,7 миллиона рублей (без учета возможной инфляции) | Источник: пресс-служба компании АВТОВАЗLada Azimut построена на базе «Весты». Ее цена, по нашим оценкам, составит от 2,2 до 2,7 миллиона рублей (без учета возможной инфляции) | Источник: пресс-служба компании АВТОВАЗ

Lada Azimut построена на базе «Весты». Ее цена, по нашим оценкам, составит от 2,2 до 2,7 миллиона рублей (без учета возможной инфляции)

Источник:

пресс-служба компании АВТОВАЗ

Помните, недавно обсуждали новую Lada Azimut? Будучи довольно дорогим кроссовером, она попадает в насыщенный сегмент рынка. Я тогда писал, что АВТОАЗу не обойтись без протекции, и пожалуйста: прошла пара недель, и Минпромторг уже намекает на спасительный план. Бесхитростный, лобовой и неотвратимый, как броненосец. А с января еще раз возрастет утильсбор для «юриков», так что готовьтесь: ценник на «Лады» под 3 миллиона, думаю, увидим раньше, чем хотели бы.

Задранный «утиль» приведет к росту цен на все машины сразу. Но парадокс в том, что даже это может не спасти родной автопром, ведь сейчас его главный бич — высокая ключевая ставка. И как результат многие просто вынуждены «донашивать» старые машины, пока стагнируют продажи даже массовой «Лады-Весты». Придем ли мы в итоге к кубинскому сценарию?

Артем КрасновАртем Краснов
Артем Краснов
Согласны с автором?
Да
Нет
ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
TYPE_LIKE70
Смех
TYPE_HAPPY5
Удивление
TYPE_SURPRISED2
Гнев
TYPE_ANGRY51
Печаль
TYPE_SAD3
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
168
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления