ѕо новому  ојѕ лишать прав водител€ смогут сотрудники центра видеофиксации
ѕо новому  ојѕ лишать прав водител€ смогут сотрудники центра видеофиксации

ѕоследний мес€ц мы активно обсуждали идею приравнивани€ любительских видеозаписей к запис€м с камер автоматической видеофиксации нарушений – соответствующий законопроект предложило ћинкомсв€зи. ѕроще говор€, сн€тое на телефон или регистратор нарушение при соблюдении р€да условий может привести к «заочному» штрафу в адрес владельца транспортного средства.

Ќо то было в июле. јвгустовские же поправки ћ¬ƒ оказались еще круче, ибо вобрали в себ€ как предыдущую идею о полном уравнивании автоматических и любительских камер (при соблюдении р€да условий), так и кое-что еще. Ќо обо всем по пор€дку.

Ћюбительские видеозаписи

≈сли минкомсв€зевска€ верси€ изменений вводила сложное и несколько смутное пон€тие «программно-технических средств видеозаписи», то в пакете изменений, предложенном ћ¬ƒ, конкретики больше.

¬о-первых, четко определен список нарушений, за которые водитель может быть наказан по любительской видеозаписи: это нарушение правил проезда ж/д путей, проезд на запрещающий сигнал светофора (но не стоп-лини€), непредоставление преимущества на перекрестках и вне их, разворот и движение задним ходом, выезд на встречную полосу, где это запрещено (кроме объезда преп€тствий), незаконный поворот налево, а также непропуск пешеходов.

¬о-вторых, оговорено, что за€витель должен быть зарегистрирован на сайте госуслуг, а специальное приложение на его мобильном устройстве (телефоне, регистраторе, планшете) должно позвол€ть идентифицировать автора видео, место и врем€ съемки, а также обеспечить передачу записи соответствующим органам без искажений.

„то будет, если не платить штрафы

Ћишение прав по видеозаписи

Ќапомним, что с развитием комплексов автоматической видеофиксации нарушений в статью 1.5  ојѕ (презумпци€ невиновности) были внесены изменени€, которые позволили штрафовать по умолчанию владельца транспортного средства, не вника€ в вопрос, был ли он за рулем в момент нарушени€.

Ќо важный момент: при «роботизированной» фиксации нарушени€ нынешний  ојѕ предписывает лишь штрафовать владельца, но не лишать его прав, даже если стать€  ојѕ подразумевает такую возможность. —кажем, за первый выезд на встречку в запрещенном месте вам грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 мес€цев, но в случае видеофиксации нарушени€ автоматическим комплексом – только штраф 5000 рублей. «а повторное нарушение – уже год лишени€ прав, но при видеофиксации – снова штраф 5000 рублей.

“ак вот, в новом  ојѕ эти послаблени€ вымарываютс€ из нескольких статей, включа€ выезд на встречку, езду по односторонней дороге «против шерсти» и превышение скорости на 80 км/час. –ечь, правда, о повторных нарушени€х соответствующих правил.

» если читать новый  ојѕ целиком, получаетс€ следующа€ картина. ƒопустим, камеры зафиксировали выезд автомобил€ на встречную полосу, причем уже во второй раз за два года. “огда владельца заочно (!) лишают прав, причем в ход идут как материалы с камер автоматической видеофиксации, так и любительские записи, если они сделаны с использованием одобренного приложени€ и рассмотрены компетентными органами.

Ћишение прав за три нарушени€ – уже осенью

Ћишение через суд

ћы привыкли, что лишение прав водителей происходит исключительно по решению суда: список статей, вход€щих в их компетенцию, перечислен в статье 23.1  ојѕ. ќднако нынешний  ојѕ делает пон€тное исключение дл€ случаев, когда нарушение зафиксировано камерами видеофиксации: поскольку за это грозит лишь безальтернативный штраф, решение принимаетс€ без судов.

¬ новом  ојѕ (по версии ћ¬ƒ) камеры уже могут лишать прав, причем... в обход суда! “о есть исключение судебной волокиты дл€ случаев фиксации нарушений камерами (любительскими или автоматическими) остаетс€ в силе.

Ќа деле это означает, что владелец может быть лишен прав решением инспектора в центре видеофиксации (формально – начальником центра). ¬идимо, оспорить лишение прав владелец сможет после получени€ постановлени€ в общем пор€дке.

 ак оспорить штраф с камер

ѕри этом в новом  ојѕ есть фундаментальное противоречие, на которое нам указал автоюрист организации VseRazrulim Ћев ¬оропаев: стать€ 3.8, котора€ и предписывает лишать водителей прав только и исключительно по решению суда, оставлена без изменений!

ƒругими словами, во все статьи-следстви€ внесены изменени€, а в самую важную – нет. ѕоэтому до сих пор остаетс€ непон€тно, что же конкретно имело в виду ћ¬ƒ: нам остаетс€ лишь ждать финальной версии документа.

–еволюци€ в квадрате

ѕроект ћ¬ƒ выгл€дит чересчур революционным и не до конца пон€тным. Ћогичным €вл€етс€ вопрос о наказании дл€ владельца транспортного средства, не имеющего прав в принципе (а такое возможно). » кого лишать прав, если машина зарегистрирована на юрлицо? Ћев ¬оропаев говорит, что в этом случае административное дело будет прекращено, а значит, открываетс€ замечательна€ лазейка, пусть и не дл€ всех.

«аконопроект значительно осложнит жизнь автовладельцам, которые пользуютс€ одним автомобилем. Ќапример, муж – владелец авто и профессиональный водитель, но машиной иногда пользуетс€ супруга. » вот она попадаетс€ второй раз на встречке, и нашего профессионала лишают прав заочно. Ќа деле, видимо, будет письмо счасть€ и 10-дневный срок на оспаривание, однако столь серьезное наказание без должных оснований породит массу конфликтов и озлоблени€.

ќ новой процедуре медосвидетельствовани€

 ак, например, быть со спорными ситуаци€ми, когда знаки и разметка противоречили друг другу или были установлены с нарушени€ми?  огда вас останавливает инспектор, вы можете по гор€чим следам убедитьс€ в корректности знаков, но если в вашем распор€жении лишь запись, сделанна€ где-то в другом регионе мес€ц назад, оспорить даже нелепый штраф будет проблематично.

ќднако какую-то из версий  ојѕ примут, причем легализаци€ любительских камер-стукачей – вопрос, суд€ по всему, уже решенный. ј вот иде€ с заочным лишением прав пока выгл€дит сомнительной, ибо получившийс€  ојѕ получаетс€ беспрецедентно жестким: перспектива лишитьс€ прав по€вл€етс€ в каждой поездке по межгороду. » чем больше пользователей у автомобил€ – тем сильнее рискует владелец.