»ллюзи€ми жить нельз€

ѕопытка рассказать о реальном положении вещей закончилась провалом: мен€ не захотели услышать и возмутились моим словам. Ћично мен€ привел в ужас сам факт непонимани€, непри€ти€ обществом реалий, из которых нужно исходить при обучении будущих водителей.

Ќа следующий день мне было крайне непри€тно, что мен€ не захотели слушать. Ќо уже к вечеру пришло чувство, что мне несказанно повезло. я пон€л, что в борьбе за безопасность на дороге общество исходит не из реального положени€ вещей, а из какой-то идеальной модели, которой в природе не существует. ”лучшать придуманный мир можно, но он все равно останетс€ выдумкой.

ѕо€сню, о чем идет речь, на примере обучени€ в автошколах.

ѕервобытный человек миллионы лет бегал по пол€м и лесам. ћаксимальна€ скорость бегущего человека не превышает 40 км/ч. ”сэйн Ѕолт в 2009 году в середине стометровой дистанции развил скорость в 43,9 км/ч.

ћозг человека приспособилс€ к передвижению на скорост€х до 40 км/ч. √лавное, что сознание, получа€ информацию от глаз, успевает подключить пам€ть и сформировать итоговую картинку об окружающем мире. ≈сли скорость выше, то у неподготовленного человека наступает паника.

¬ итоге водителю-новичку удобно ездить со скоростью 40 км/ч. ќн ощущает движение, он чувствует скорость, но ему на такой скорости комфортно – мозг не паникует.

  скорост€м до 40 км/ч приспособлено и тело: пада€ и удар€€сь, человек получит травмы, но веро€тность летального исхода мала.

»нструктору, обучающему курсанта, и инспектору, который будет принимать экзамен, данна€ скорость тоже комфортна. √енетическа€ пам€ть им подсказывает, что ничего страшного даже в случае ƒ“ѕ с ними не произойдет.

“аковы исходные данные обучени€. » изменить их не сможет никто. ƒаже если в каждой автошколе сделать операционную и трепанировать череп, чтобы скальпелем хирурга изменить структуру мозга начинающего водител€, у вас все равно ничего не выйдет.

√лавные жалобы курсантов автошкол после первого-второго вождени€ св€заны с тем, что они не вид€т пешеходов. » это нормально. ћозг от мелькани€ предметов на периферии зрени€ быстро устает и буквально через 15-20 минут вождени€ дает глазам команду «искать стационарную картинку». Ќовичок бессознательно начинает вгл€дыватьс€ вдаль, пропуска€ сигналы светофора, знаки, разметку, не замеча€ пешеходов. Ѕыло бы странным иное поведение – против природы не попрешь.

јвтошколы в первую очередь дл€ того и нужны, чтобы на первоначальном этапе правильно адаптировать сознание к новым непривычным услови€м. ќсновное в подготовке водител€-новичка – это заставить принимать решени€ за рулем его самого. —ид€щий р€дом инструктор должен подстраховать и в случае намека на опасность немедленно переключить управление на себ€.

 ак только начинающий водитель достиг первого автоматизма в управлении автомобилем, он должен остатьс€ на дороге один. »злишн€€ опека ведет к увеличению количества ƒ“ѕ с новичками. «–езультаты показывают, что чем больше уроков вождени€ ученик проходит в формальном обучении, тем выше у него риск попасть в ƒ“ѕ на километр пройденного пути. Ётот результат весьма неожидан, так как обычно считаетс€, что увеличение объема тренировок и упражнений позвол€ет снизить риск ƒ“ѕ» («—правочник по безопасности дорожного движени€. ќбзор меропри€тий по безопасности дорожного движени€» под редакцией профессора ¬.¬. —иль€нова. ќсло – ћосква – ’ельсинки, 2001).

ѕо всей видимости, долгие зан€ти€ с инструктором привод€т к тому, что новичок, с одной стороны, начинает ездить по подсказке, а не принимает решени€ сам. — другой стороны, у него создаютс€ ложные представлени€ о своих возможност€х.

ƒанный факт и возмутил ведущего того самого ток-шоу.  ак так, автошколы выпускают полуфабрикаты? “о есть людей, не способных ездить по городу 60 км/ч? ћою последнюю фразу «¬ы мозг человека не перестроите» услышать не захотели.

¬се вышесказанное € довожу до своих учеников в автошколе, чтобы они при первых самосто€тельных выездах понимали, что с ними происходит. ѕонима€ реалии, они правильно воспринимают и программу своих действий по окончании автошколы.

Ќапример, ѕƒƒ запрещают «создавать помехи другим транспортным средствам, двига€сь без необходимости со слишком малой скоростью». ¬ерно и обратное утверждение, ехать с маленькой скоростью разрешаетс€, если движение не создает никому помех. —ледовательно, новичкам дл€ первого самосто€тельного вождени€ необходимо выбирать врем€, когда автомобилей на дороге мало, либо выбирать дороги, где движение не интенсивное.

—вой первый маршрут, запланированный на рабочий день, нужно откатать в субботу и воскресение, чтобы запомнить перекрестки, светофоры, переходы, знаки и т.д. “огда в плотном потоке сознание не будет тратить врем€ на обработку данной информации – она уже заложена в пам€ти водител€.  ак следствие, у водител€ увеличиваетс€ врем€ дл€ оценки дорожной ситуации.

ѕервый маршрут должен быть хорошо продуман: пусть он будет и длиннее, но менее загруженным.

ѕервую поездку в рабочий день лучше начать пораньше, когда автомобилей еще мало на дороге.

ѕримерно треть выпускников автошкол, получивших заветные корочки, никогда за руль больше не сад€тс€.  аждый выезд новичка на дорогу – это серьезное испытание. ¬ человеке борютс€ две противоположности: с одной стороны – желание ездить, с другой стороны – мозг сопротивл€етс€ потоку информации.

¬ы наверн€ка слышали, что с 1 сент€бр€ 2016 года прием экзаменов будет проводитьс€ по-новому. Ќапример, при сдаче теории за одну ошибку будут давать дополнительно 5 вопросов. »сход€ из вышесказанного, подобные требовани€ никак не повли€ют на безопасность дорожного движени€. ѕодтверждение находим все в том же «—правочнике по безопасности дорожного движени€»: «Ќа основании данных исследований может быть сделан вывод, что вли€ние теоретического экзамена на аварийность водителей равно фактически нулю, т.е. те водители, кто сдали теоретический экзамен, имеют примерно такой же уровень риска, как и те, кто его не сдал».

¬озникает естественный вопрос: почему €, простой инженер с „ћ , могу открыть «—правочник по безопасности», объедин€ющий опыт —Ўј,  анады и стран —кандинавии в вопросах Ѕƒƒ, и найти исходные данные обучени€ водителей, цели обучени€ и пути их достижени€, а чиновники от ћинистерства образовани€ и ћ¬ƒ этого сделать не в состо€нии? ¬идимо, у них другие задачи, другие приоритеты. ћиф о частых ƒ“ѕ с начинающими водител€ми, придуманный инициаторами ќ—ј√ќ, позвол€ет откачивать дес€тки миллиардов рублей из карманов новичков.  то-то должен этот миф обслуживать!

ѕервый читатель статьи ј. Ћ€децка€ прокомментировала ее кратко: «Ќи одно учебное заведение не выпускает законченных специалистов. » это утопи€ – считать, что после автошколы человек будет ездить как профессионал».

ёрий ѕанченко известен как автор книги «¬одитель–инспектор. –азговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «ёридическа€ грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объ€сн€ютс€ нюансы правовых отношений сотрудников полиции и р€довых автомобилистов в наших реали€х. ёрий €вл€етс€ также преподавателем автошколы, автоюристом и занимаетс€ выпуском иллюстративных материалов дл€ объ€снени€ ѕравил дорожного движени€.