ќ—ј√ќ: как и сколько зарабатывают «черные» автоюристы

¬ релизе «–оссийского союза автостраховщиков» автоюристов дел€т на две категории, которые грубо можно назвать «честные, но жадные» и «жадные, бесчестные». ѕервые работают в рамках правового пол€, но злоупотребл€ют его возможност€ми, вторые занимаютс€ мошенничеством.

— последними все пон€тно. ќни организуют подставные ƒ“ѕ, фальсифицируют экспертизы, подделывают доверенности и исполнительные листы. „то интересно, жертвами организованных банд иногда станов€тс€ сами автоюристы, выкупа€ права на подставные ƒ“ѕ.

ќднако невозможно отделатьс€ от впечатлени€, что если фальсификации имеют место, их нужно вы€вл€ть и привлекать к ответственности авторов, а не грозить повышением тарифов дл€ автомобилистов.

„естные и «черные»

≈ще интереснее категори€ автоюристов, которые действуют в рамках закона и все равно вызывают острую непри€знь страховых. »х считают если не мошенниками, то где-то на грани.

—хему работы таких автоюристов нам прокомментировал директор ”ральского окружного филиала —  «—огласие» “имур ∆аппаспаев:

— ѕридите к любому пункту разбора ƒ“ѕ — сразу несколько человек вам предложат юридические услуги. ќни работают по двум направлени€м. ѕервое — клиенту внушаетс€ мысль, что выплаты будут зат€нуты и занижены и что, оплатив услуги юриста, клиент ничего не потер€ет: он получит максимальную выплату, а судебные издержки оплатит страхова€, причем гонорар юриста может быть совершенно нерыночным. ¬тора€ схема — это мгновенный выкуп прав требований. ¬ этом случае проводитс€ оценка повреждений и клиент получает 50–70% от суммы в обмен на переуступку прав требований. ѕосле этого все, что юрист сумел отсудить, он кладет себе в карман. ѕомимо 30–50% за счет «дисконта» при выкупе прав требований, навар может включать, например, пеню или завышенную стоимость оценки. “ак, если при обращении клиента услуга стоит пор€дка двух тыс€ч рублей, то страховым выставл€ют счета на 10–15 тыс€ч.

ѕо данным –—ј, в некоторых регионах активность «перекупщиков» настолько высока, что на их долю приходитс€ 80% судебных исков в адрес страховых. ¬ пример привод€т „ел€бинск, где трудолюбие юристов оказалось беспрецедентно высоким, из-за чего город получил максимальный территориальный коэффициент 2,1 (такой же только у ћурманска).

ќднако представители юридического сообщества не раздел€ют мнени€, что практика работы по ќ—ј√ќ незаконна.

— ¬ подавл€ющем большинстве случаев все споры со страховыми компани€ми решаютс€ через суд. ≈сли бы схемы и требовани€ были незаконными, то суды бы как минимум отказывали в исках, — считает автоюрист Ћев ¬оропаев. —  роме того, по закону выносились бы определени€ в отношении таких юристов с последующим возбуждением уголовных дел в больших количествах. ќднако, напротив, суды более чем в 90% случаев удовлетвор€ют иски автоюристов.

ќ—ј√ќ: как и сколько зарабатывают «черные» автоюристы

Ўтрафы и пен€

ѕо данным –—ј, активизаци€ автоюристов началась в 2012 году, когда ¬ерховный суд распространил действие закона о защите прав потребителей на ќ—ј√ќ. Ёто дало возможность взыскивать помимо суммы ущерба еще и штраф в размере 50% от оной. ѕозже добавили пеню в размере 1% от суммы за каждый день просрочки. ¬ –—ј отмечают, что если раньше штрафы шли в пользу государства, то теперь они составл€ют «маржу» автоюриста.

— 2011 по 2016 годы дол€ накладных расходов страховых компаний возросла с 15% до 55%, из которых больша€ часть — судебные издержки.

ќсновные махинации на рынке ќ—ј√ќ: фальсификаци€ договоров цессии и доверенностей, фальсификаци€ экспертизы, проведение экспертизы не по ≈диной методике, фальсификаци€ ƒ“ѕ, повреждений, нарушение пор€дка досудебной претензии — направление по почте пустых претензий, решение судов на выплату по поддельным бланкам полисов, завышение стоимости услуг и экспертизы в суде и услуг самих криминальных автоюристов, поддельные исполнительные листы.

ѕо словам исполнительного директора –—ј —ерге€ ≈фремова, отдельной проблемой дл€ страховых €вл€етс€ инкассовое списание средств. ¬ этом случае необходима€ сумма изымаетс€ со счетов компании по решению суда, и даже если списание неправомерно, разбирательства зат€гивают на мес€цы, а сумма как правило не возвращаетс€, даже если доказан подставной характер ƒ“ѕ.

—траховые все больше страдают от распространени€ липовых полисов, которых, по оценкам –—ј, циркулирует пор€дка миллиона единиц. ќни бывают полностью поддельные или напечатанные на подлинном бланке, но недействительные (не внесенные в базу ј»— –—ј). ѕоследние нередко продают клиенту под видом насто€щих.

ѕричина или следствие?

ќт де€тельности чересчур рь€ных автоюристов страдают в равной степени страховые и их клиенты — миллиарды рублей утекают из отрасли в неизвестном направлении.

Ќо переложить проблему на автомобилистов путем удорожани€ ќ—ј√ќ или других непопул€рных мер — значит не решить ее, а лишь отсрочить коллапс отрасли. ј заодно дать мошенникам новые возможности дл€ заработка.

Ќалицо необходимость более квалифицированного контрол€ над документооборотом дл€ исключени€ «липы», и это зона ответственности страховых, судов и других причастных организаций. ј главное, масса изменений проситс€ в законодательную базу.

“ак, логично запретить переуступку прав требований, что автоматически снизит азарт автоюристов, которые не смогут играть на разнице между ценой выкупа и реальным ущербом. Ўтрафы необходимо взыскивать в пользу государства или автовладельца. —тоимость оценки и услуг автоюристов нужно ограничивать законодательно дл€ исключени€ абсурдных тарифов.

—ами страховые признают, что многие автоюристы де-юре ничего не нарушают, и их де€тельность вызывает вопросы лишь морального толка. Ѕолее того, толчок к развитию «автоюризма» дало систематическое занижение и зат€гивание выплат страховыми, породив у людей мотивацию обращатьс€ к юристам заранее.

» кому, как не страховым — суть, крупному бизнесу — заниматьс€ лоббированием соответствующих изменений? ¬место этого –—ј уже несколько лет ищет путь наименьшего сопротивлени€, предлага€ меры, которые в большей степени бьют по автомобилистам. »злюбленный метод — ставить ультиматумы: дескать, либо пусть кто-нибудь (кто именно?) победит махинаторов, либо мы лоббируем выгодные нам изменени€. » касатьс€ они будут не законодательства в целом, а лишь системы компенсации ущерба, которую страховщики считают выгодной дл€ себ€.

”же весной нас ждет переход на натуральное ќ—ј√ќ, которое по замыслу должно избавить рынок от «черных юриков». “ак ли это — покажет практика, но «черные» юристы всех оттенков по€вл€ютс€ там, где есть конфликт и дыры в законодательстве. » если оба компонента останутс€ при натуральном ќ—ј√ќ, услуги юристов будут востребованными.

Ќатуральное ќ—ј√ќ — система, при которой денежна€ компенсаци€ по ќ—ј√ќ замен€етс€ направлением на ремонт в один из автосервисов, с которым страхова€ заключила договор. «аконопроект прин€т в первом чтении, однако ко второму готов€т р€д поправок, например, выбирать —“ќ клиенту придетс€ при заключении договора ќ—ј√ќ.