амеры видеофиксации провер€т техосмотр

Ќапомним, что техосмотр был низведен до уровн€ никому не нужной формальности в конце 2011 года, когда жалобы на очереди повлекли популистскую реформу. ≈е основным плюсом стало то, что очереди действительно исчезли, как исчез де-факто и сам техосмотр. ѕроводить его разрешили коммерческим организаци€м с соответствующей лицензией, а основным надзорным органом стал –—ј – –оссийский союз автостраховщиков. “алон техосмотра убрали из документов, которые водитель об€зан возить с собой, а диагностическую карту – аналог талона – нужно было получать лишь дл€ того, чтобы купить страховку ќ—ј√ќ.

¬ результате диагностические карты продаютс€ с доставкой на дом, а на самих пунктах царит полный либерализм: плати деньги и получай карту почти без осмотра.

¬ насто€щий момент установлена следующа€ периодичность прохождени€ техосмотра: первый раз – на третий год с момента выпуска автомобил€, после этого – каждые два года, после семилетнего возраста – каждый год. Ќапример, если автомобиль выпущен в декабре 2016 года, первый техосмотр ему нужно будет пройти в 2019 году (накануне истечени€ срока действи€ полиса ќ—ј√ќ), затем в 2021, 2023, 2024 и так далее.

ћинэкономразвити€ разработало сразу несколько законопроектов, ужесточающих ответственность как дл€ операторов техосмотра, так и дл€ автомобилистов.

ƒл€ первых по€вл€етс€ уголовна€ ответственность за внесение ложных данных в базу системы техосмотра или подделку соответствующих документов. ѕравда, если поймают за руку конкретного сотрудника-волюнтариста, ему гроз€т максимум принудительные работы на срок до четырех лет либо крупный штраф (до 80 тыс€ч), а если вы€в€т группу, действовавшую по сговору, то штраф увеличиваетс€ на пор€док (до 500 тыс€ч рублей), а отправить на работы могут на срок уже до п€ти лет. –еальные сроки заключени€ до четырех лет предусмотрены на случай, если не вы€вленна€ при техосмотре неисправность повлекла т€желые последстви€.

—ам процесс техосмотра предлагаетс€ записывать на видео, чтобы исключить любые сомнени€ в том, были ли машина на пункте “ќ и что именно там с ней делали. Ќечто подобное уже использовалось дл€ контрол€ степени затонированности автомобилей, проход€щих “ќ.

Ќаконец, сама€ интересна€ и радикальна€ часть реформы – видеофиксаци€ нарушителей. ¬ обозримом будущем планируетс€ избавитьс€ от бумажных диагностических карт, заменив их записью в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (≈ј»—“ќ). — ее помощью системы автоматической видеофиксации смогут определ€ть автомобили, которые движутс€ по дороге, не име€ записи о прохождении техосмотра, и выписывать им штраф 800 рублей. Ќе исключено, что штраф будет прилетать за каждое по€вление автомобил€ под камерами, так что особенно невнимательные смогут собрать богатый урожай штрафов.

—истема интересна и тем, что ее неоднократно пытались примерить дл€ контрол€ страховок ќ—ј√ќ, и коль скоро базу данных ≈ј»—“ќ планируетс€ передать в ведение страховщиков в лице –—ј, нет сомнений, что в случае успеха с контролем техосмотра данный метод распростран€т и на вы€вление безосажных водителей – штраф там, кстати, тоже 800 рублей.

¬р€д ли предложенные законопроекты измен€т ситуацию враз, однако они показывают решимость властей навести пор€док в вопросе. ј вот удастс€ ли это сделать – вопрос, потому что техосмотр €вл€етс€ процедурой, хорошо поддающей фальсификаци€м. ‘актически есть лишь один способ контролировать операторов техосмотра: перепровер€ть результаты измерений дл€ выборочных машин в независимой лаборатории. ¬ остальном даже наличие видеозаписи процесса не раскроет всех деталей.

¬ перспективе система техосмотра нужна по той же причине, что и контроль ѕƒƒ. ¬се мы себе не враги, но слишком склонны полагатьс€ на авось и переоценивать возможности, свои и автомобил€. “ехосмотр, и весьма жесткий, есть во всех странах с высокой автомобилизацией, и коль скоро –осси€ планирует стать одной из них, а автопарк у нас – один из самых старых в ≈вропе, работоспособна€ система техосмотра должна держать автовладельцев в тонусе.