17 июня понедельник
СЕЙЧАС +8°С
  • 30 мая 2019

    Комментировать стало проще!

    Друзья, это случилось. Мы убрали бесячие капчи, это те картинки, без которых нельзя было оставить комментарий. Теперь вы просто пишете своё мнение и сразу отправляете его. Давайте общаться!

    16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    Еще

Уволокли из-под окон: в Челябинске эвакуируют машины из дворов

Разбираемся, законно ли отгонять автомобили на штрафстоянку, если они стоят на тротуарах и газонах.

Поделиться

Автомобиль увезли от дома по адресу Двинская, 21, который имеет заасфальтированную площадку на придомовой территории

Эвакуировать автомобиль на штрафстоянку в Челябинске могут не только с проезжей части, но и из дворов. Об одном из таких прецедентов мы сообщали на прошлой неделе. Напомним, женщина оставила автомобиль на тротуаре около дома №21 на улице Двинской, за что его отправили на штрафстоянку. 74.ru разбирался, кто инициирует эвакуацию из дворов, законна ли она и как, наконец, оставить машину, чтобы её не увезли.

Внешне она похожа на парковку

Фото: Артем Краснов

Полноценного заезда на асфальтовую площадку нет, и она адресована исключительно пешеходам, однако автомобилисты используют для въезда подкат, сделанный для колясок

Эвакуация из двора — это возможно?

Зоны принудительной эвакуации в Челябинске обычно отмечены зелёными аншлагами с указанием телефонов горячей линии ГИБДД. И увозят чаще всего автомобили, припаркованные в зоне действия знака «Остановка запрещена» или на местах для инвалидов.

Яркие таблички с предупреждением нужны для привлечения внимания водителей, но их присутствие не обязательно — эвакуацию могут осуществить из зоны, где нет ни табличек, ни даже знаков

Фото: Александр Файрузов

Дворы считаются местом относительно безопасным, но что говорит закон?

— Эвакуация с дворовых территорий возможна и законна, — объясняет автоэксперт Юрий Панченко. — В частности, есть решение Верховного суда АКПИ 12-205 (от 17.04.2012), где указано, что на прилегающих территориях могут располагаться элементы улично-дорожной сети (проезжая часть, тротуар и прочее), совокупность которых представляет дорогу согласно определению в пункте 1.2 ПДД.

— В основном ГИБДД города работает в очагах аварийности, но если поступает жалоба от жильцов, мы можем эвакуировать автомобиль, стоящий на тротуаре, — сообщил начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения ГИБДД Челябинска Андрей Шерстобитов. — Статья 27.13 КоАП определяет нарушения, за которые предусмотрена эвакуация. В списке есть нарушения по части 3 статьи 12.19 КоАП, которая наказывает в том числе остановку и стоянку на тротуаре. 

Таким образом, парковка в жилых зонах и дворах не даёт полного иммунитета от эвакуации.

За что могут увезти?

В первую очередь, запрещена остановка на тротуаре, хотя проезд по нему в отдельных случаях допустим.

Подобное хамство особенно распространено в исполнении водителей кроссоверов и внедорожников. Надо же как-то оправдывать большой просвет

Фото: читатели 74.ru

Нарушением является стоянка в кармане подъезда, да и по-человечески это полное свинство

Фото: читатели 74.ru

Lexus с заметными номерами не мог запарковаться незаметно. Не по статусу

Фото: читатели 74.ru

— Движение по тротуару разрешается только для въезда на стоянку, обозначенную знаком «Парковка» с одной из табличек «Способ постановки на стоянку». Но если вы въехали на тротуар для стоянки без соответствующих знаков, имеют место два правонарушения — движение и стоянка на тротуаре. Штрафы — 2000 рублей (ч. 2, ст. 12.15 КоАП) и 1000 рублей (ч. 3, ст. 12.19 КоАП). За стоянку на тротуаре предусмотрено задержание автомобиля, и если в былые времена это было возможно, только если автомобиль мешал проходу, то теперь — в любом случае, — рассказывает Юрий Панченко.

Намеренная блокировка других автомобилей также является поводом для эвакуации

Фото: читатели 74.ru

Под эвакуацию попадают автомобили, так или иначе мешающие проезду других автомобилей, и не только в явном виде, как на фото выше. Эвакуацию могут применить и к автомобилям, которые оставляют менее трёх метров до края проезжей части — это расстояние необходимо для проезда транспорта. Но есть нюанс:

— Если расстояние менее трёх метров образовалось между двумя запаркованными автомобилями, вычислить виновника правонарушения как правило нельзя, — подчеркивает Юрий Панченко. — А задержание автомобиля без установления факта нарушения ПДД его водителем невозможно.

Он указывает, что проблемной зоной является территория около мусорных баков, запирать которую нельзя, несмотря на отсутствие знаков. Напомним, что в числе прочего пункт 12.4 ПДД запрещает остановку в местах, где транспортное средство сделает невозможным движение других машин, в данном случае, мусоровоза. Эвакуация таких автомобилей также законна.

Как отличить тротуар

Правила дорожного движения определяют тротуар весьма размыто. Им считается элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделённый газоном.

Один из домов по улице Молодогвардейцев: здесь сложно понять, является ли асфальт позади дома парковкой или тротуаром

В Челябинске распространены участки придомовых территорий, которые по внешним признакам напоминают тротуары, но имеют заезды, в районе которых бордюрный камень или отсутствует, или установлен практически вровень с проездами.

— Если зона, похожая на тротуар, находится на одном уровне с проезжей частью, и организаторы дорожного движения хотят отдать её целиком пешеходам, необходим знак 5.33 «Пешеходная зона», — говорит Юрий Панченко. — В остальном ответственность за организацию движения лежит на государстве, и если зона не обозначена как положено, водители вправе заезжать на неё.

Зимой отличить стихийный заезд от тротуара или газона можно не всегда

Фото: читатели 74.ru

И всё же мы не рекомендуем злоупотреблять парковкой в местах, похожих на тротуары. Распространены ситуации, когда въехать можно из-за отсутствия бордюров или их невидимости под снегом, но при этом бордюры подразумеваются, а по документам, которые будет рассматривать суд, зона является исключительно пешеходной. В этом случае оспорить штраф или эвакуацию будет как минимум хлопотно.

Парковка на газонах

Брошенные на газонах и детских площадках автомобили бесят жильцов не меньше тротуарных вредителей. Но с точки зрения закона зелёные насаждения и прочие элементы дворов не относятся к понятию дорога, и запрет стоянки на них регулируют другие законы.

— Есть сразу несколько нормативов, которые запрещают стоянку на газонах, — объясняет Юрий Панченко. — Все они относятся к федеральному законодательству, поэтому и наказания за подобные нарушения должны быть прописаны в КоАП. Но, к сожалению, их там нет, хотя сделать это нужно давно — в прошлом году вопрос уже поднимался, но благополучно заглох.

По странной нелепости, парковка на газоне пока не карается КоАП РФ. Надеемся, нужный законопроект все же примут

Фото: читатели 74.ru

В начале 2017 года по инициативе заксобрания Свердловской области в Госудуму внесли законопроект, вводящий новую статью КоАП 8.23.1: согласно ей, за парковку на газоне предусмотрен штраф от 1000 до 5000 рублей. Позже законопроект перенаправили в правительство, но решение так и не принято. Основным камнем преткновения стал вопрос о том, кто должен контролировать запрет парковки на газонах: ГИБДД или участковые?

В Челябинске тем временем приняли поправки к местному закону об административных правонарушениях, которые предполагают штраф в 1000–3000 рублей за стоянку на газонах, тротуарах, озеленённых территориях, детских и спортивных площадках. В число нарушений включена и стоянка, мешающая вывозу коммунальных отходов. Причём для юридических лиц штрафы ещё больше — 10–30 тысяч рублей.

В пресс-службе Челябинской городской думы подтвердили, что законопроект одобрен и поправки действуют, а регулировать применение нового штрафа уполномочено управление по благоустройству администрации города.

Впрочем, такое решение является компромиссом. Юрий Панченко объясняет:

— Да, вас могут оштрафовать на 1000–3000 рублей по местному закону за стоянку на газоне, тротуаре или возле площадки для коммунальных отходов, но вы вправе оспорить сам местный закон, указав на его противоречие законодательству федерального уровня, а затем обжаловать и наложение штрафа. По такому пути пошёл Московский городской суд. Детских и спортивных площадок это не касается.

Дворы, где злоупотребляют парковкой на газоне и детских площадках, нередко выглядят как полигон для трак-триала. Нарушители застревают, кряхтят, но лезут все равно

Фото: читатели 74.ru

Наказать кого-либо по части 10 статьи 3 закона «Об административных правонарушениях в Челябинской области» нереально, считает эксперт. Дело в том, что каждое постановление по данному правонарушению должно содержать доказательства, что оно «не связанно с нарушением правил стоянки и остановки транспортных средств и не повлекло нарушения экологических, санитарно-эпидемиологических требований, установленных федеральным законодательством». Сделать это очень сложно, а ошибка в постановлении повлечёт его успешное обжалование с возможным взысканием морального ущерба из кармана чиновника, выписавшего штраф.

Эвакуировать автомобиль, стоящий на газоне, по нынешнему законодательству нельзя. Единственное полноценное решение проблемы – внесение поправок в КоАП, в том числе в статью 27.13 «Задержание транспортного средства».

Кто инициирует и осуществляет эвакуацию из дворов?

В Челябинске штрафной эвакуацией автотранспорта занимается ООО «Лидер Плюс». Заместитель директора компании Кирилл Сташков подтвердил, что эвакуаторы компании в том числе забирают автомобили от придомовых территорий, но инициатива исходит от надзорных органов: ООО «Лидер Плюс» — лишь исполнитель.

В администрации Челябинска нам объяснили, что не занимаются вопросами принудительной эвакуации.

Эвакуация из дворов автомобилей, в том числе разукомплектованных, пока носит стихийный характер

Фото: Александр Файрузов

Если речь об улично-дорожной сети города, проще говоря, о «полноценных дорогах», то инициатором эвакуации выступает ГИБДД: сотрудники инспекции выявляют нарушение и оформляют необходимые документы. От работы на дворовых территориях сотрудники ГИБДД, как правило, отказываются, что не вполне законно. Обращаться с жалобами нужно к участковым — они могут установить факт нарушения и организовать эвакуацию, например, если автомобиль заблокировал выезд.

Правда, такие случаи носят единичный характер: скажем, участковые отказались эвакуировать Mazda, которая намеренно перегораживала другие автомобили, порекомендовав автомобилистам «договариваться самостоятельно».

Поддерживаете ли вы жесткие меры в отношении тех, кто нарушает ПДД и правила благоустройства во дворах?

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter