10 декабря вторник
СЕЙЧАС -3°С

Новым камерам видеофиксации помешают ГОСТы

Ставшие обязательными стандарты открыли ящик Пандоры

Поделиться

Для начала напомню, что с 1 июня 2017 года начали действовать два новых стандарта на автоматические камеры — ГОСТ Р 57144-2016 и ГОСТ Р 57145-2016. Первый оговаривает требования к самим комплексам автоматической видеофиксации, второй — к способам их установки.

Оба ГОСТа были упомянуты в новом «Административном регламенте ГИБДД», чтобы все вновь закупаемые камеры соответствовали стандарту, и чтобы все автоматические комплексы применяли правильно.

Что касается государственно-частного партнерства, при котором любая контора может купить камеры и за долю малую начать фиксировать нарушения Правил дорожного движения, то, во-первых, выполнение ими требований стандартов обязательно в силу закона, а во-вторых, любой чиновник в техническом задании на закупку укажет все возможные нормативные документы по максимуму. Главное — размещение камер в полосе отвода дорог должно быть безопасным, а требования по безопасному размещению камер на сегодняшний день установлены только в ГОСТ Р 57145-2016. И выполнение требований ГОСТов для частных контор становится обязательным.

Первый звоночек о том, что с новыми стандартами происходит нечто нехорошее, прозвучал, когда тихо и незаметно в декабре прошлого года были внесены изменения в «Административный регламент ГИБДД», согласно которым упоминание о первом из приведенных выше стандартов из регламента было вычеркнуто. Со стороны ГАИ был дан невразумительный ответ. Но сейчас стало понятно, что ГАИ сделало себе только хуже, но об этом потом.

Окончательно все встало на свои места после публикации обзора на сайте «Коммерсанта» по проблемам с камерами при заключении новых договоров по их использованию. Что же произошло?

Мина замедленного действия была заложена в п. 6.5.5 ГОСТ Р 57144-2016. Процитирую только первый абзац: «Аппаратно-программное обеспечение технических средств автоматической фотовидеофиксации должно исключать или забраковывать результаты измерений в случаях несоответствия значений влияющих величин, характеризующих внешние воздействия, требованиям 6.2».

В пункте 6.2 упоминается ГОСТ 22261-94 «Средства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия». В данном стандарте смотрите п. 4.3, 4.4 и 4.9, где говорится о «влияющих величинах» и приведены их предельные значения.

Что из всего этого следует? Камера должна быть обвешана кучей датчиков, которые следят за температурой и влажностью, механическими воздействиями, вибрацией, в определенных случаях за силой ветра, количеством пыли в воздухе и т. д. Если вспомнить стандарт на измерители скорости, то там говорится и об агрессивности среды, и о брызгах, которые могут лететь на камеру.

И только при наличии датчиков программное обеспечение камеры может сразу отбраковывать результаты измерений, которые были сделаны в условиях, когда влияющие величины вышли за предельные значения.

Таким образом, все камеры, которые принадлежат частным компаниям, при перезаключении договоров в рамках государственно-частного партнерства должны быть оборудованы датчиками. Причем год выпуска камеры — неважен. А поскольку ни одна камера в полном объеме требованиям ГОСТ Р 57144-2016 не отвечает, то все постановления, вынесенные на основании полученных ими результатов, — будут незаконны.

Это в теории.

На практике, как пишет «Коммерсант», чиновники превратили вышеприведенную особенность стандартов в инструмент сортировки подрядчиков, чтобы не допускать к конкурсам неугодных. Хотя мне сложно представить, как такое возможно? Мне доводилось организовывать торги, и техническое задание выкладывается на электронной площадке одно для всех. Впрочем, надзорных органов у нас хватает.

Я упомянул, что ГАИ вычеркнули ГОСТ Р 57144-2016, который содержит требования к самим приборам, из своего «Административного регламента», чтобы уйти от проблем. Почему они сделали себе только хуже? Потому что по «Административному регламенту» выполнение требований второго из стандартов — ГОСТ Р 57145-2016 — все равно осталось обязательным, а по п. 4.1 данного стандарта выполнение требований ГОСТ Р 57144-2016 — тоже обязательно.

То есть все камеры, принадлежащие ГАИ, вне зависимости от года их выпуска уже сегодня должны быть оборудованы датчиками. Но заведомо понятно, что данное требование невыполнимо. Другими словами, все постановления, вынесенные на основании полученных с камер ГАИ результатов после 03.02.18, можно попытаться обжаловать со ссылкой на ч. 4 ст. 1.5 КоАП, по которой все неустранимые сомнения трактуются в пользу водителя.

Единственный контраргумент: приказы МВД касаются только сотрудников МВД, а к обычным гражданам не имеют никакого отношения. Данное утверждение — от лукавого. Конституцией любому гражданину предоставлено право на свободное получение информации и право обжалования действий должностных лиц в суде. То есть вы имеете полное право знать, что инспектор должен поступать так, а не иначе, и требовать от него исполнения его обязанностей.

Что ждет нас в будущем?

Как сказано в упомянутом обзоре «Коммерсанта», бизнесмены пытаются оспорить требования ГОСТов в Верховном суде, но пока получается коряво, хотя очень хочется взглянуть на текст решений ВС. Сейчас бизнес выкручивает руки Росстандарту, чтобы были внесены изменения в ГОСТы.

Будем следить за развитием событий.

Автор благодарит Григория Шухмана за консультации.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!