÷ена автомобилей

ѕрибавка в 60–100% дает устрашающие цифры. Ќапример, Lada Kalina 1,4 с кондиционером за 10 лет подорожала с 310 до 515 тыс€ч рублей, 100-сильный хетч Ford Focus в средней комплектации — с 462 тыс€ч рублей до 900, а доступный Peugeot 308 — с 498 тыс€ч рублей до 1,4 миллиона рублей, хот€ речь о разных поколени€х.

ѕодорожание автомобилей было гор€чей темой наших новостей в конце 2008 года, когда разгоралс€ очередной глобальный кризис. ¬плоть до 2015 года оно шло плавно, но после обвала курса рубл€ приобрело лавинообразный характер. Ќапример, в начале 2015 года стоимость самой доступной Lada Granta составл€ла 311,6 тыс€чи рублей, сейчас — 410 тыс€ч. Renault Logan Comfort с кондиционером и магнитолой прибавил с 550 тыс€ч до 700 тыс€ч.

Ќаибольшее вли€ние на ценовую политику оказали растущие курсы валют и св€занное с ними удорожание импортных компонентов и сырь€.

Ќасколько обеднели чел€бинские автомобилисты: сравниваем доходы и расходы в 2008 и 2018 году

ќ—ј√ќ

ќб€зательное страхование автогражданской ответственности по€вилось в –оссии в 2003 году, и с тех пор цена полиса периодически росла. ѕравда, до 2014 года росла не€вно: базовый тариф оставалс€ равным 1980 рубл€м, но прибавл€ли коэффициенты. Ќапример, территориальный коэффициент дл€ „ел€бинска постепенно вырос с умеренного 1,3 до максимального в –оссии 2,1, поскольку регион попал в список убыточных.

¬ 2014 году Ѕанк –оссии открыл €щик ѕандоры, разрешив повысить базовый тариф. ¬ 2015 году он подскочил практически в два раза до 3432–4118 рублей. ∆алобы страховщиков при этом не ослабли, и несмотр€ на «м€гкую» реформу ќ—ј√ќ, единственным путем пока остаетс€ его удорожание: в конце лета тарифы будут снова скорректированы и состав€т от 2746 до 4942 рублей. ¬ перспективе ценообразование ќ—ј√ќ планируют сделать свободным.

—тоимость топлива

«а последние 10 лет бензин в –оссии подорожал в два раза с 20+ рублей за литр до 40+ рублей за литр. “ема остаетс€ болезненной все эти годы: пикеты против повышени€ цены топлива проходили и в 2008 году, и в 2018.

¬ 2008 году резкий скачок цен сменилс€ их падением весной 2009 года в разгар мирового кризиса. Ќо после этого наступила «стабильность»: цена бензина стала расти на 2 рубл€ в год в течение последующих 10 лет. ¬ мае 2018 года цена снова скакнула, прибавив 3+ рубл€ за мес€ц.

»зменение цен на бензин за 10 лет. ƒанные мониторинга яндекс
»зменение цен на бензин за 10 лет. ƒанные мониторинга яндекс

»нтересно, что в 2008 году дороговизну топлива объ€сн€ли высокой ценой нефти на мировых рынках, котора€ тогда превышала 100 долларов за баррель. ѕосле ее обвала в 2014 году удорожание топлива объ€сн€ли уже… удешевлением нефти, котора€ лишает нефт€ные компании доходов. ѕодорожание в мае этого года косвенно также св€зали с увеличением цены нефти на мировых рынках — нефт€ные компании предпочитают экспорт (в том числе из-за особенной налогообложени€).

Ѕыли и другие причины дл€ подорожани€ топлива. “ак, в 2008 году вступил в силу технический регламент «ќ требовани€х к автомобильному топливу…». ‘актически он установил сроки перехода –оссии на топливо классов «≈вро-3», «≈вро-4», «≈вро-5», и хот€ сроки посто€нно сдвигались, сегодн€ на легальных ј«— продаетс€ топливо п€того экологического класса.

Ќепрерывно мен€лась и налогова€ составл€юща€, например, за последние 10 лет акцизы на топливо выросли в три раза — до 11 тыс€ч рублей за тонну (примерно до 8,5 рублей на каждый литр).

¬месте с бензином дорожал сжиженный газ пропан-бутан. Ќо не всегда синхронно: например, с 2008 года он прибавил с 8–10 до 19–22 рублей за литр, но из общего подорожани€ примерно на 10–12 рублей половина пришлась на май этого года.

«абавно, кстати, что в 2008 году четверть автомобилистов грозилась отказатьс€ от автомобил€ при повышении цены бензина выше 30 рублей за литр. Ётой планки она достигла в начале 2013 года, но от автомобил€, суд€ по всему, никто не отказалс€.

“ранспортный налог

¬ „ел€бинске дл€ маломощных машин он изменилс€ непринципиально: скажем, дл€ автомобилей класса Lada Kalina 1.4 ставка выросла с 6,7 до 7,7 рубл€ за лошадиную силу. Ќо резко подскочил налог дл€ мощных автомобилей: дл€ категории свыше 250 л.с. ставка выросла с 57 рублей в 2008 году до 150 рублей за лошадиную силу сейчас. Ќо дл€ массовых автомобилей мощностью до 150 л.с. транспортный налог сегодн€ укладываетс€ в сумму 3000 рублей и не играет принципиальной роли на фоне остальных расходов.

Ќасколько обеднели чел€бинские автомобилисты: сравниваем доходы и расходы в 2008 и 2018 году

“аможенные пошлины

2008 год ознаменовалс€ новым витком борьбы с праворульными машинами и автоимпортом вообще. “аможенные пошлины были в очередной раз повышены: так, дл€ автомобилей таможенной стоимостью 10 тыс€ч долларов и двигателем объемом 1,5 литра они возросли с $4976 до $5400 (при ввозе физическим лицом). —егодн€ пошлины дл€ «физиков» сохранены на том же уровне.

Ќо дл€ юрлиц пошлины с тех пор снизились. Ќапример, дл€ описанного выше автомобил€ 10 лет назад пошлина составл€ла $3000, сегодн€ — $2000. ќслабление гаек? ¬овсе нет: снижение было вынужденной мерой при вступлении –оссии в ¬“ќ и скомпенсировано утилизационным сбором, который весной этого года дл€ попул€рных моделей был увеличен практически в два раза до 84 тыс€ч рублей. “о есть с лихвой перекрыл снижение пошлины на $1000.

јвтомобильный рынок за это врем€ преобразилс€. „астный импорт подержанных автомобилей практически заглох: сначала его придушили пошлинами, затем подскочили курсы валют, последний гвоздь в крышку гроба вогнала об€зательна€ система «Ё–ј-√ЋќЌј——».

«ато расцвела сборка автомобилей на территории –оссии: сегодн€ в топ-25 попул€рных моделей нет ни одной «полноценной иномарки». ѕомимо количественных рекордов есть и качественные: почти все попул€рные модели в –оссии производ€тс€ в режиме полного цикла, со сваркой и окраской кузовов. Ётому способствовали новые правила промсборки автомобилей, которые правительство подписало с основными игроками в 2010–2012 годах.

»мпорт новых автомобилей также резко сократилс€: акцент сместилс€ в пользу более дорогих и редких моделей, производство которых в –оссии нерентабельно.

¬ целом усили€ правительства позволили создать в –оссии достаточно развитый кластер автопрома, хот€ вопрос о его российскости вызывает большие споры: все крупные производители легковушек принадлежат сегодн€ иностранным компани€м.

«арплаты

Ќасколько выросли ваши абсолютные доходы с 2008 года?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ѕолее чем в 2 раза
  • ¬ 1,5-2 раза
  • ¬ пределах 1,5 раз
  • —охранились
  • ”пали
  • «атрудн€юсь ответить
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

–осли и доходы росси€н: по данным «–осстата», в 2008 году средн€€ зарплата составл€ла 17,3 тыс€чи рублей, сегодн€ она приблизилась к 40 тыс€чам. Ќо в „ел€бинской области рост не такой значительный: с 14 до 23 тыс€ч рублей.

“ем более «средние по больнице» цифры не всегда отражают полную картину, поскольку рост зарплат существенно колеблетс€ по сферам де€тельности. «а истекшие годы существенно распухли посто€нные расходы, например на оплату продуктовой корзины и услуг ∆ ’. —крашивает картину и увлечение росси€н кредитами, например, в „ел€бинске в последнее врем€ резко возрос спрос на ипотеку и автокредиты.

 стати, расскажите нам, насколько выросли ваши собственные доходы за истекшие дес€ть лет: ответить вы можете с помощью формы опроса или в комментари€х.

Ќо все же рост зарплат дл€ активной части населени€ отчасти компенсировал удорожание автомобилей, и косвенным подтверждением этому служит относительна€ стабильность рынка: в начале 2008 года и начале 2018 года его объем составл€л 1,6 миллиона машин. ѕравда, в 2012 году был пик потреблени€, когда продажи достигли 2,9 миллиона автомобилей, но р€д экспертов считает такой спрос «перегретым».