22 сентября воскресенье
СЕЙЧАС +6°С

Большегрузы продолжают бой с «Платоном»

Поделиться

Борьба дальнобойщиков с «Платоном» в самом разгаре. Водители тяжелых грузовиков по всей стране бастуют, «замораживают» движение транспорта и подвергают свои жизни опасности во имя своей общей цели – отмены платного проезда по дорогам федерального значения. На какие уступки правительство готово пойти ради дальнобойщиков и довольны ли предлагаемыми «облегченными» условиями сами водители большегрузов – читайте в нашем материале.

Что довело дальнобоев до бунтов и митингов?

Согласно данным Росавтодора, именно тяжелые грузовики, чей вес составляет 12 тонн и более, наносят больше всего вреда российским дорогам. А значит, за ремонт дорожного полотна должны платить именно они. Сколько? 3,73 рубля за каждый километр, пройденный тяжеловесом по дороге федерального значения. Для отслеживания пути каждой фуры, расчета стоимости и ее взимания была создана система «Платон».

Способов оплаты два: в автоматическом режиме с помощью специального бортового устройства с ГЛОНАСС (отслеживает маршрут движения, рассчитывает стоимость и списывает плату за поездку со счета перевозчика); с помощью единоразовой маршрутной карты, которая оформляется непосредственно перед поездкой.

За уклонения от платного проезда была предусмотрена ответственность – система штрафов. Так, водитель в данном случае получит 5000 рублей штрафа, должностное лицо, ответственное за движение ТС, – 40 000, индивидуальный предприниматель – 40 000, и юридическое лицо – 450 000 рублей. Суммы весьма солидные. Причем повторное нарушение будет караться еще строже: для ИП и должностных лиц штраф вырастет до 50 000 рублей, а для юрлиц – аж до одного миллиона.

Закон о платном проезде по «федералкам» для большегрузов был принят еще в июне 2013 года, однако в силу он вступил только 15 ноября 2015 года. Да и то с определенными изменениями и «поблажками», которых добились бастующие дальнобойщики.

Почему дальнобойщики считают личный оброк несправедливым?

3,73 рубля за километр, по мнению многих компаний-перевозчиков и самих водителей большегрузов, сумма запредельная и взятая с потолка. Тем более что фуры и без того платят повышенный транспортный налог, а определенные затраты на ремонт дорог закладываются также и в стоимость топлива. При этом дальнобойщики утверждают, что внедрение платы за их проезд по федеральным трассами приведет к подорожанию продуктов питания и других товаров: компенсировать придется за счет повышения стоимости перевозки, что не может не сказаться на цене перевозимого. Еще одно мнение не в пользу «Платона» – система сыра и на сегодняшний день корректно функционировать не может.

«Сам по себе ГЛОНАСС, с помощью которого предполагается отслеживание этих самых маршрутов, в нашей стране постоянно дает сбои – зависания, провалы, откровенно завышенные показатели, отсутствие по периодам информации, – говорит представитель транспортной компании, предприниматель Евгений Завалищин. – У меня порой показывает, что машины прошли за день порядка 50 тысяч километров с космической скоростью в несколько тысяч километров в час. Очевидно, что это сбой, что информация некорректна. Как в таком случае можно завязывать систему платы на ГЛОНАСС?»

Кто и как вступил в борьбу с «Платоном»?

Акции и митинги против внедрения платного проезда для фур начиная с ноября проводятся регулярно и повсеместно самими дальнобойщиками. Московская область, Тверская область, Саратовская область, Республика Дагестан, Удмуртия, Смоленская область, Челябинская область – сложно найти крупный город, сообщающийся с автодорогами федерального значения, где не состоялся бы хотя бы один пикет.

Акция «Улитка» (когда водители большегрузов движутся в потоке со скоростью, не превышающей 10-15 километров в час. – Прим. автора) стала головной болью многих автомобилистов, случайно угодивших в противостояние дальнобойщиков с «Платоном». Фуры собирали за собой многокилометровые хвосты, превращая поток транспорта в агонизирующее единое еле ползущее по асфальтовой ленте существо.

Еще одна популярная форма протеста – так называемые одиночные митинги. Когда фуры становятся на обочине на расстоянии от 100 метров друг от друга. Дополнительным методом воздействия при этом выступают плакаты с лозунгами «Заплатит дальнобойщик, а подорожает все», «Нет платному проезду» и тому подобными.

Кое-где протестующие водители вообще перекрывали движение транспорта, устраивали столкновения с правоохранительными органами, а также становились участниками дорожно-транспортных происшествий. Так, например, трагедией обернулась акция в Тверской области. На 166-м километре трассы М-10 Москва – Санкт-Петербург во время протеста водитель фуры, не справившись с управлением на скользкой дороге, выехал на встречку и врезался в другой грузовик, стоявший в этот момент на обочине. Оба тяжелых автомобиля налетели на группу митингующих водителей. Один из них, 39-летний водитель-дальнобойщик, погиб. Еще троих с места происшествия госпитализировали. Уточняется, что в момент трагедии участники митинга вместе с сотрудниками ДПС стояли на обочине.

Дальнобойщики в Челябинске парализовали движение по автодороге «Меридиан» – водители, собравшись большой группой, то и дело переходили проезжую часть по зебре туда-сюда. До этого здесь же, на Южно Урале, проводилась санкционированная акция – на обочине автодороги М-5 на небольшом расстоянии друг от друга стояли фуры с плакатами. В Подмосковье водители большегрузов парализовали движение на одном из подъездов к столице, а позже даже попытались пробиться в один из офисов «Платона» – их туда попросту не пустили полицейские.

Самой массовой и продолжительной стала акция в Дагестане. Дальнобойщики протестуют там в режиме нон-стоп. Они расположились на одной из трасс в Карабудахкентском районе, днюют и ночуют на облюбованном месте и отказываются его покидать до тех пор, пока чиновники не обратят на них внимание.

ДТП завершилась акция в Карелии. В Петрозаводске, где проходил митинг, наряд ДПС остановил одну из фур-участниц. Следом встали еще несколько большегрузых автомобилей. Водители покинули кабины и вышли на проезжую часть. В этот момент мимо проезжал еще один автомобиль ГИБДД – он то и сбил одного из протестующих. К счастью, пострадавший отделался ушибами.

А есть ли от этого всего толк, или как реагируют власти?

На сегодняшний день протесты, митинги и акции возымели следующий эффект: цена за километр упала сначала до 3,06 рубля, а затем и до 1,53. Тариф снижен, но только на три с небольшим месяца. Согласно постановлению правительства, уже в марте 2016 года вернется цифра 3,06.

Кроме этого, Минтранс совместно с депутатами Госдумы разработал поправки в КоАП, которые значительно снижают денежные санкции для игнорирующих «Платон». Изначально предполагалось, что штрафы за неуплату проезда для индивидуальных предпринимателей будут установлены на уровне 40 тыс. рублей за первое нарушение и 50 тыс. рублей за повторное нарушение. Для юридических лиц – 450 тыс. рублей и 1 млн рублей соответственно. Водителей предполагалось штрафовать на 5 тыс. рублей. Последних поправки предлагают временно освободить от денежного наказания. Также депутатами предложено снизить до 50 тыс. рублей размер штрафа за неоплату проезда, а за повторное нарушение установить штраф на уровне 100 тыс. рублей.

«До принятия данных поправок штрафы с водителей российских ТС за такие нарушения взиматься не будут», – уточнили при этом в Минтрансе.

При этом министр транспорта Максим Соколов заявил, что сборы эти все-таки оправданы: «Тот, кто наносит вред дороге, тот и должен его компенсировать».

В конце прошлой недели депутаты от «Справедливой России» Оксана Дмитриева, Иван Грачев, Наталья Петухова и Александр Крутов внесли в Госдуму предложение ввести до 2018 года мораторий на систему «Платон».

«Введение в действие с 15 ноября 2015 года постановления Правительства РФ крайне негативно воспринято владельцами большегрузов по всей стране, – говорится в пояснительной записке к законопроекту. – Условия в нашей стране сильно отличаются от практики европейских стран, на которой основано введение вышеуказанной платы. Считаем целесообразным в условиях социально-экономического кризиса в России отложить на три года введение взимания платы».

Росавтодор же, в свою очередь, обратился к грузоперевозчикам с просьбой не поддаваться на провокации и не участвовать в акциях протеста, а также к МВД России – с требованием проверить законность проводимых митингов и их организаторов. Толчком к этому, как говорится в открытом письме ведомства к дальнобойщиками, стала как раз таки серьезная авария во время митинга в Тверской области:

«По факту случившегося Росавтодором подготовлен официальный запрос в МВД России с целью проверки организаторов подобных акций по всей стране, которые проводят несанкционированные митинги вблизи федеральных дорог, подвергая опасности жизни не только самих участников забастовок, но и простых автомобилистов. Подобные призывы и действия – это прямая угроза безопасности граждан, нельзя допустить гибели людей по чьей-то халатности», – говорится в обращении.

При этом в том же письме говорится о том, что Росавтодор готов сотрудничать с перевозчиками, учитывать их недовольства и пожелания, чтобы совместными усилиями прийти к какому-то решению.

«Мы слышим ваш голос и призываем искать компромиссы во время рабочего процесса, а не на проезжей части. Мы готовы вести переговоры с перевозчиками и учесть имеющиеся пожелания в рамках законодательства», – именно этими словами заканчивается открытое письмо Росавтодора.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
23 ноя 2015 в 17:53

Самый большой вред Российским дорогам приносит коррупция на всех уровнях власти...

23 ноя 2015 в 17:52

Всё правильно делают! Это получается уже не двойное, а тройное налогообложение - акцизы в бензине, транспортный налог, теперь платон.
Буржуям такие выступления водителей ясное дело неприятны им надо чтоб люди безропотно сносили все поборы.

Зри в корень!
23 ноя 2015 в 17:47

Сколько уже можно педалировать эту тему. Уже давно все разжевали до состояния манной каши.

"Страсти по Платону. Мифы и реальность" - http://cont.ws/post/151957