1 / 21

— хоз€ином, любезно одолжившим мне инструмент, мы вышли на околицу, откуда € хотел показать, где именно стоит застр€вший Volvo, но машины на месте не оказалось. ћой коллега, јлексей, буксовал-буксовал и каким-то образом выскочил из ловушки, хот€ мне казалось, что еще чуть-чуть и Volvo просто л€жет на брюхо.

¬ообще его т€гова€ проходимость оказалась очень даже неплохой дл€ кроссовера: муфта Haldex V подключает задние колеса без видимой задержки и позвол€ет буксовать в агрессивной манере. Volvo, к слову, позиционирует привод, как посто€нный полный, ибо крут€щий момент передаетс€ на задние колеса всегда. ј просвет почти в 240 мм нивелирует эффект длинной базы (с пневмоподвеской – до 267 мм). ≈ще система стабилизации приходила на помощь пораньше, блокиру€ вывешенное колесо… » тем не менее, если правильно выбрать начальную скорость, XC90 способен заехать на заснеженный уклон, вроде вот этого. —тоит ли ждать большего от кроссовера?

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

Ќовый XC90 действительно новый, если не сказать радикальный. ѕосле разрыва с Ford шведска€ компани€ поспешила откреститьс€ от наследи€ массового производител€ и вложила $11 млрд в разработку платформы SPA, котора€ и дебютировала вместе с XC90.  стати, одна из ее удивительных черт – использование рессорной задней подвески. –ессора, правда, не продольна€ листова€, как у старых ”ј«ов, а поперечна€ и выполнена из композитных материалов.

ѕлатформа заточена под использование исключительно четырехцилиндровых поперечно расположенных моторов, в данном случае, был дизель D5 мощностью 225 л.с. с восьмиступенчатым автоматом Aisin. ¬место мощных V8, которыми щегол€ют конкуренты, Volvo предложит гибридную силовую установку, но, как водитс€, не дл€ –оссии.

“о, что шведы вложили в XC90 частичку своей северной души, видно невооруженным взгл€дом: автомобиль получилс€ и узнаваемо-шведским, и слегка футуристичным. ј в салоне к этим чертам добавл€ет еще и неожиданный минимализм: из всего многообрази€ кнопок и крутилок на центральной консоли оставлено лишь управление магнитолой и парадоксальна€ кнопка открывани€ бардачка. ќстальной функционал, включа€ управление климатом, передано впечатл€ющему сенсорному дисплею, который, к слову, реагирует на приближение пальца и позвол€ет действовать в перчатках (северные люди делали).

1 / 21

¬ премиум-сегменте война интерфейсов идет давно, и причины пон€тны: электронный функционал автомобилей усложнилс€ настолько, что стандартной дюжины кнопок на центральной консоли перестало хватать. Ќемецка€ тройка решила вопрос с помощью специальных кругл€шей-джойстиков, иногда дополненных кнопками или сенсорными панел€ми (BMW внедр€ет управление жестами). Volvo про€вила своенравие и возложило брем€ коммуникации с водителем на морозостойкий сенсорный экран, рассудив, что современный человек вр€д ли испытает сложности с «большим смартфоном» на центральной консоли.

¬ общем, их замысел сработал. ¬се просто: имеем четыре основных меню, которые можно листать естественным движением пальца. ≈сли, например, вы захотите уменьшить чувствительности активного круиз-контрол€, вр€д ли у вас уйдет более минуты, чтобы найти нужный пункт в русифицированных меню. “ем более, по клику доступна полна€ инструкци€ к автомобилю.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

ƒругое дело, что включение подогрева сидений или выбор температуры климат-контрол€ лично мне удобнее осуществл€ть с помощью физических кнопок. ¬едь чтобы отрегулировать температуру, нужно сначала ткнуть в угол экрана и вызвать шкалу с ползунком, а затем переместить его в нужное место. —делать это вслепую на ходу вр€д ли получитс€. ¬прочем, есть ведь голосовое управление. ѕроизносишь заклинание: «”становить температуру на 25 градусов...», – и вуал€.

Ќа потолочной консоли обнаружились две любопытные кнопки системы Volvo on-Call. ќдна из них со зловещей надписью SOS позвол€ет вызвать помощь не только в случае т€желых происшествий, но и при житейских неур€дицах: скажем, у вас кончилс€ бензин или вы не можете помен€ть запасное колесо. —лужба спасени€ работает по принципу «все включено», то есть доплачивать за услуги не придетс€.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

≈ще более оригинальна втора€ кнопка On Call, котора€ позвол€ет св€затьс€ с колл-центром Volvo и что-нибудь у них спросить.

«ƒевушка, подскажите, где ближайша€ заправка», – демонстрирует возможности системы јлексей.

—ид€щий в ћоскве оператор автоматически получает данные о нашем расположении и через пару секунд отвечает: «ѕроспект Ћенина, 21».

ќтвет верный. Ќо јлексей включает дурака: «ј это по ходу моего движени€ или мне нужно развернутьс€?»

«¬ данный момент вы стоите, – резонно замечает девушка, – поэтому вам нужно поехать и развернутьс€ на ближайшем перекрестке».

“еперь вы знаете, какому другу стоит звонить, чтобы выиграть в шоу « то хочетс€ стать миллионером».

“аким же образом можно найти ресторан и забронировать столик или купить билеты на самолет. ћне сложно оценить полезность системы Volvo on Call, но, подозреваю, что дл€ человека с активным образом жизни она может стать столь же незаменимой, как строка поисковика на домашнем компьютере. √овор€т, в столичных пробках многие развлекаютс€ тем, что просто болтают с операторами. ќператоры за это тычут иглами фигурки звонильщиков, но... включено, так включено.

—истема Volvo on-Call позвол€ет управл€ть автомобилем с сотового телефона, например, дистанционно запустить мотор, настроить климат-контроль, узнать остаточный запас топлива или срок до ближайшего “ќ. ѕолагаю, свои 40 тыс€ч рублей эта опци€ окупает с лихвой.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

ѕопутно јлексей показывает мне возможности системы автопарковки. ѕервый раз довольно сложно подхлестнуть автомобиль газом, убрав руки от рул€, как того требует подсказка на экране. Volvo совершает заезд по довольно крутой траектории, за два приема встава€ параллельно бордюру в слот между автомобил€ми. ѕравда, тормозить нужно самому, равно как и включать передний и задний ход. ћне все равно более естественной и безопасной кажетс€ парковка «врукопашную», но не так давно москвичи убеждали мен€, что системы автопарковки активно используютс€ в столице, и не только женщинами. ѕоверю на слово.

 аков Volvo XC90 на ходу? ќн напомнил мне своего главного конкурента, новый Audi Q7, своей способностью раствор€тьс€ вокруг водител€. XC90 на легковой манер «липнет» к асфальту и предсказуемо реагирует руль, а попытки вы€вить в его характере какие-то острые углы, равно как и €ркие черты, мне быстро наскучили. Ёто один их тех автомобилей, на которых можно часами ехать, говорить, жестикулировать, слушать музыку и не замечать, что ты, собственно, едешь. “ихо, комфортно, а главное, сухо.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

–азве что подвеска оказалась весьма чувствительной к мелочевке, тщательно пересчитыва€ ребра дорожным стыкам и не дава€ полностью абстрагироватьс€ от качества асфальта. ¬ каком-то из релизов Volvo € вычитал, что инженеры стремились не сделать автомобиль валким – он таковым и не ощущаетс€.

ѕравда, € ездил на машине с обычной «механической» подвеской, тогда как XC90 отныне доступен с пневмоподвеской, имеющей адаптивные амортизаторы. ѕо отзывам ее пользователей, качество ездового комфорта становитс€ заметно лучше, причем стоимость опции по меркам премиум-сегмента копеечна€ – всего 120 тыс€ч рублей. Volvo за€вл€ет, что это единственна€ пневмоподвеска, выдерживающа€ температуру -50 градусов.

ѕри активной езде XC90 демонстрирует классические полноприводные повадки, за что можно похвалить всю ту же муфту Haldex V. ѕри быстром входе в поворот, естественно, автомобиль уходит в снос, но если отключить систему стабилизации, дать передним колесам встать на дугу, а потом поддать газу, автомобиль охотно поедет боком, причем каких-то резких колебаний т€ги на задних колесах не заметно.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

225-сильный дизель мирно уживаетс€ под одним капотом с восьмиступенчатым автоматом Aisin. Ќажал – поехал. ѕриличный запас крут€щего момента и м€гка€, но быстра€ работа коробки создают ощущение бездонности его т€говых возможностей, хот€ при быстрых обгонах все же чувствует, что дно где-то р€дом. “ем не менее, разгон до 100 км/час менее чем за восемь секунд вкупе с хорошей прогнозируемостью делают силовой агрегат весьма удобным дл€ реальной жизни. “ем более, в городе укладываешьс€ в 10 л/100 км.

Ќо где же у Volvo €ркие черты? ѕо ездовым характеристикам он плюс-минус на уровне основных конкурентов, по крайней мере, если сравнивать его с незар€женными верси€ми. Ќо чего-то такого выдающегос€ в его ездовых добродетел€х обнаружить не удалось: напротив, он словно гордитс€ своей способностью не будоражить водител€.

ќднако же в этом торте есть изюм, просто его почти невозможно увидеть и лучше не испытывать на себе. Ќесколько лет назад € писал пост про скандал с пассивной безопасностью: тогда американский институт IIHS провел краш-тесты нескольких премиум-седанов D-класса, изменив услови€ удара – вместо привычного дл€ ≈вропы перекрыти€ в 40% американцы били машины с перекрытием 25%. —реди восьми участников теста был лишь один, полностью выдержавший испытание – Volvo S60.  онкуренты же, в том числе весьма именитые, с треском провалились.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

ƒл€ большинства производителей краш-тесты – это все-таки маркетинговый инструмент. јвтомобиль проектируетс€ под точные услови€ краш-теста, набирает максимальный балл и позиционируетс€ как безопасный. ј потом вы€сн€етс€, что, немного изменив услови€ испытаний, можно «убить» манекены, потому что их головы банально промажут мимо подушек безопасности или лопнувший каркас переломает им ноги.

Volvo же бьет машины в специализированном центре безопасности в √етенборге уже несколько дес€тилетий, причем подвергает автомобили гораздо более жестким испытани€м, чем стандартные сертификационные тесты или EuroNCAP. —пециальный двухрукавный тоннель позвол€ет сталкивать автомобили под разными углами, но Volvo не ограничиваетс€ только лабораторными тестами, провод€ в том числе натурные испытани€.

Ўведские специалисты люб€т доходить до нюансов, и это они в 90-х объ€вили войну хлыстовым травмам шеи, которые случаютс€ при наезде на автомобиль сзади. ќни попул€ризовали боковые подушки безопасности. ј сейчас шведы испытывают машину на сопротивление ударам… снизу: представьте, что вы вылетаете в поле и напарываетесь на невысокий колодезный люк или булыжник. ћашина получает сочный апперкот, а водитель – компрессионный перелом позвоночника и инвалидную книжку. „тобы этого избежать, Volvo использует сидень€ со сминаемыми кронштейнами, которые поглощают вертикальные нагрузки. ќтдельна€ песн€ – безопасность детей, дл€ которых, например, предусмотрены заводские бустеры, интегрированные в заднее сидение.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

я приехал с тест-драйва, открыл новостной сайт и увидел заметку, котора€ мен€ не удивила.  ак раз в эти дни Volvo XC90 прошел краш-тест по системе EuroNCAP, и набрал рекордный балл за безопасность передних седоков – 97%. «» воздастс€ вам по трудами вашим...»

–азвод с Ford разв€зал шведам руки: ген безопасности они внедрили в новую платформу еще на ранних стади€х ее проектировани€. Ќапример, активно использовали сверхвысокопрочные стали, благодар€ чему, кстати, автомобиль стал еще и легче предыдущей версии. Ќо главное, они получили «несминаемую» капсулу безопасности, котора€ обрамлена зонами программируемой деформации.

” Volvo есть амбициозна€ цель: к 2020 году полностью исключить гибель людей в автомобил€х марки. » несмотр€ на успехи в области пассивной безопасности, достичь этого исключительно «бронированием» автомобил€ вр€д ли возможно, потому что при «крашах» на высокой скорости не спасет ни одна подушка. ј значит, нужно исключить сами краши. » тогда Volvo вз€лась за автопилот.

Ќет, конкретно этот XC90 еще не способен довезти задремавшего водител€ до отел€ и уложить спать, потому что его «автопилотность» раздроблена на несколько автономных систем, отвечающий за вверенный им участок безопасности.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

÷ентральное место отведено системе CitySafety уже третьего поколени€, котора€ задействует торможение в тех случа€х, когда водитель проспал угрозу. “ак, на скорост€х до 50 км/час XC90 автоматически остановитс€, если водитель не выдержал дистанцию до машины впереди и замыслил подрихтовать ей заднюю часть. — помощью видеокамер автомобиль может распознавать пешеходов и других органических участников дорожного движени€, например, бешеных лосей. Ќа больших скорост€х система работает по принципу снижени€ ущерба, то есть полностью от ƒ“ѕ не спасает, но см€гчает последстви€. ¬ том числе, превентивно: нат€гива€ ремни безопасности, правильно позиционирую спинку кресла и дозиру€ тормозные усили€ (также и при угрозе наездов сзади).

ѕостепенно CitySafety обрастает новым функционалом, например, теперь она умеет тормозить, если водитель удумал повернуть под несущийс€ по встречке автомобиль (аналогична€ система есть у Audi Q7). ѕричем, как мне объ€снили в автосалоне, система способна распознать ситуацию, когда встречный поток останавливаетс€ и пропускает вас в пробке.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

ѕомимо экстренных ситуаций, Volvo имеет традиционный набор помощников водителю, например, активный круиз-контроль, позвол€ющий цепл€тьс€ за автомобиль впереди и копировать его действи€ вплоть до полной остановки. ќн может держатьс€ в полосе, самосто€тельно подрулива€, причем, в отличие от Skoda Superb, вне зависимости от крутизны поворота. ≈сть система распознавани€ знаков, а скоро ее объедин€т с круиз-контролем, и автомобиль сможет автоматически сбрасывать скорость в зоне действи€ строгих лимитов.

ѕопробовал пользоватьс€ активным круиз-контролем. ќказалось, это то еще испытание дл€ нервной системы – не тормозить, когда машина впереди остановилась перед светофором. Ќо Volvo, надо отдать должное, замедл€етс€ без резкости, так что доверие к системе постепенно крепнет.  огда автомобиль впереди трогаетс€, Volvo трогаетс€ за ним (если прошло более 10 секунд, нужно нажать кнопку на руле). ¬ т€гучих пробках подобный автопилот будет вполне годным, особенно при наличии четкой разметки: машина будет и трогатьс€, и тормозить, и подруливать автоматически.

¬прочем, этот половинчатый автопилот расслабл€ет настолько, что иной раз забываешь тормозить на красный или перед крутым поворотом.  ак обычно, ареал его использовани€ – относительно пр€мые и предсказуемые дороги. » € бы не рекомендовал увлекатьс€ автоматикой начинающим водител€м: неровен час, так разомлеешь, что атрофируетс€ основной инстинкт водител€ – тормозить при опасности.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

—истема CitySafety обладает р€дом особенностей, о которых полезно знать. “ак, ее не нужно провоцировать специально. ≈сли водитель летит на преп€тствие, нажимает на тормоз, а затем отпускает его, жела€ проверить работу системы, он рискует проверить качество работы своего страховщика. —истема в этом случае рассудит, что водитель владеет ситуацией и имеет некий план спасени€, поэтому в его действи€ вмешиватьс€ не будет. √рубо говор€, ездить с системой CitySafety нужно точно также, как без нее. ј момент, когда она сработает, дл€ водител€ должен быть неожиданным – ведь именно так и происход€т аварии: отвлекс€, а тут на тебе…

≈сли подытожить, то угробитьс€ в машинах, вроде Volvo XC90, становитс€ все более проблематично, по крайней мере, если вы не исповедуете суицидальную манеру вождени€. » в этой выпестованной защищенности, наверное, главна€ добродетель шведских машин.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

¬о врем€ теста мы свернули с основной дороги на засыпанный снегом узкий проселок, который вилс€-вилс€ по пол€м километра три, а потом вывел нас вот к такому домику на отшибе. » € вдруг подумал, что в подобном месте мог бы жить типовой клиент Volvo. ќн уже переболел страстью покупать китчевые вещи, остепенилс€, заматерел. ќн ценит то, что нравитс€ лично ему, а не его соседу. ƒа и соседей у него немного, потому что он предпочитает жить на воле. XC90 будет ему в жилу: проходимый, практичный, не бо€щийс€ холодов, а главное, максимально безопасный. ¬едь из такой глуши ездить придетс€ много, и с детьми, и с родител€ми. ј дороги в –оссии – вещь непредсказуема€.

1 / 10

Volvo XC90 вз€л бодрый старт: так, если годовой выпуск был запланирован на уровне 50 тыс€ч, то реальное количество предзаказов приблизилось к 90 тыс€чам, что потребовало от шведов быстрого наращивани€ производственных возможностей.

¬ –оссии, конечно, ситуаци€ особа€ - здесь приходитс€ иметь дело с невыгодными курсами валют. ¬р€д ли новый XC90 повторит успехи предшественника в количественном выражении. Ўутка ли, в 2008 году в –оссии тогда еще молодой XC90 первого поколени€ продавалс€ в два раза лучше, чем современные ему Audi Q7 и BMW X5. Ќо смена поколений привела и к смене позиционировани€: если прошлый XC90 был все же на полступеньки ниже немецких конкурентов и на закате карьеры стоил весьма соблазнительно, то новый получшел, а заодно подорожал, да так, что в р€де случаев стоит дороже немцев. Ёто не приговор, потому что р€д уникальных черт (та же безопасность) и скандинавский имидж традиционно привлекают к Volvo ло€льную аудиторию. ƒругое дело, что из-за роста цены размер этой аудитории может сократитьс€.

ј может, и к лучшему? »ногда ведь хочетс€ чего-нибудь этакого, а Volvo XC90 – как раз такой. Ётакий.

Volvo XC90. ќдин шаг до автопилота

Ѕазовый Volvo XC90 в комплектации Momentum стоит от 3.26 млн рублей с дизелем D4 (190 л.с.). Ѕолее мощный дизель D5 (225 л.с.) обойдетс€ минимум в 3.49 млн рублей. «а бензиновый двигатель T5 (249 л.с.) попрос€т 3,5 млн рублей, а за “6 (320 л.с.) – от 3,993 млн рублей. ƒоплата за 7-местные версии составл€ет 90 тыс€ч. “оповые комплектации Volvo XC90 сто€т более 4,6 млн рублей. ƒл€ автомобил€ предлагаетс€ большой список дополнительного оборудовани€: 40 тыс€ч рублей стоит четырехзонный климат-контроль, 30 тыс€ч – 12-дюймова€ графическа€ панель приборов, около 96 тыс€ч – панорамна€ крыша, 80 тыс€ч – адаптивный круиз-контроль, 60 тыс€ч – система визуальной помощи при парковке, 70 тыс€ч – навигационна€ система, 40 тыс€ч – Volvo on-Call, 46 тыс€ч – автопарковщик, 120 тыс€ч – пневмоподвеска, 87 тыс€ч – адаптивные светодиодные фары.

Ѕлагодарим компанию «Ѕовид» за помощь в подготовке материала