21 мая вторник
СЕЙЧАС +9°С
  • 16 мая 2019

    Мы обновили 74.RU

    Если вы видите это сообщение, значит попали в 50% пользователей, которым мы уже готовы предложить наш новый дизайн! А чтобы вы быстро разобрались, что мы сделали и зачем, специально подготовили небольшую пояснялочку.
    Если возникли какие-то проблемы, пишите в нашу техподдержку support@iportal.ru.

    Подробнее
    7 мая 2019

    Авторы выходят из тени

    На 74.RU появилось интересное обновление. Теперь, щелкнув на фамилию автора (она указана под каждой статьёй), вы попадете на его персональную страничку. Там собраны все материалы этого журналиста. А еще указаны его почта и странички в соцсетях, так что делитесь мнением или идеей напрямую с автором.

    9 апреля 2019

    Такой ЧЕлябинск вы не видели!

    Мы думаем, что знаем свой город. Но так ли это? В спецпроекте «В ЧЕрте города» 74.ru рассказывает о самых необычных местах и их жителях. Каждый понедельник показываем то, чего вы никогда не увидите. Цыганский посёлок и жизнь у мелькомбината. А в следующем выпуске — городок чекистов.

    Подробнее
    Еще

Камеры видеофиксации проверят техосмотр

Власти серьезно ужесточат ответственность за непрохождение техосмотра.

Поделиться

Это было предсказуемо: рано или поздно власти должны были затянуть гайки в отношении техосмотра, чтобы сделать его снова обязательным. В мерах, которые предлагает Минэкономразвития: съемка процесса техосмотра, выявление нарушителей с помощью камер видеофиксации и уголовная ответственность для махинаторов.

Напомним, что техосмотр был низведен до уровня никому не нужной формальности в конце 2011 года, когда жалобы на очереди повлекли популистскую реформу. Ее основным плюсом стало то, что очереди действительно исчезли, как исчез де-факто и сам техосмотр. Проводить его разрешили коммерческим организациям с соответствующей лицензией, а основным надзорным органом стал РСА – Российский союз автостраховщиков. Талон техосмотра убрали из документов, которые водитель обязан возить с собой, а диагностическую карту – аналог талона – нужно было получать лишь для того, чтобы купить страховку ОСАГО.

В результате диагностические карты продаются с доставкой на дом, а на самих пунктах царит полный либерализм: плати деньги и получай карту почти без осмотра.

В настоящий момент установлена следующая периодичность прохождения техосмотра: первый раз – на третий год с момента выпуска автомобиля, после этого – каждые два года, после семилетнего возраста – каждый год. Например, если автомобиль выпущен в декабре 2016 года, первый техосмотр ему нужно будет пройти в 2019 году (накануне истечения срока действия полиса ОСАГО), затем в 2021, 2023, 2024 и так далее.

Минэкономразвития разработало сразу несколько законопроектов, ужесточающих ответственность как для операторов техосмотра, так и для автомобилистов.

Для первых появляется уголовная ответственность за внесение ложных данных в базу системы техосмотра или подделку соответствующих документов. Правда, если поймают за руку конкретного сотрудника-волюнтариста, ему грозят максимум принудительные работы на срок до четырех лет либо крупный штраф (до 80 тысяч), а если выявят группу, действовавшую по сговору, то штраф увеличивается на порядок (до 500 тысяч рублей), а отправить на работы могут на срок уже до пяти лет. Реальные сроки заключения до четырех лет предусмотрены на случай, если не выявленная при техосмотре неисправность повлекла тяжелые последствия.

Сам процесс техосмотра предлагается записывать на видео, чтобы исключить любые сомнения в том, были ли машина на пункте ТО и что именно там с ней делали. Нечто подобное уже использовалось для контроля степени затонированности автомобилей, проходящих ТО.

Наконец, самая интересная и радикальная часть реформы – видеофиксация нарушителей. В обозримом будущем планируется избавиться от бумажных диагностических карт, заменив их записью в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО). С ее помощью системы автоматической видеофиксации смогут определять автомобили, которые движутся по дороге, не имея записи о прохождении техосмотра, и выписывать им штраф 800 рублей. Не исключено, что штраф будет прилетать за каждое появление автомобиля под камерами, так что особенно невнимательные смогут собрать богатый урожай штрафов.

Система интересна и тем, что ее неоднократно пытались примерить для контроля страховок ОСАГО, и коль скоро базу данных ЕАИСТО планируется передать в ведение страховщиков в лице РСА, нет сомнений, что в случае успеха с контролем техосмотра данный метод распространят и на выявление безосажных водителей – штраф там, кстати, тоже 800 рублей.

Вряд ли предложенные законопроекты изменят ситуацию враз, однако они показывают решимость властей навести порядок в вопросе. А вот удастся ли это сделать – вопрос, потому что техосмотр является процедурой, хорошо поддающей фальсификациям. Фактически есть лишь один способ контролировать операторов техосмотра: перепроверять результаты измерений для выборочных машин в независимой лаборатории. В остальном даже наличие видеозаписи процесса не раскроет всех деталей.

В перспективе система техосмотра нужна по той же причине, что и контроль ПДД. Все мы себе не враги, но слишком склонны полагаться на авось и переоценивать возможности, свои и автомобиля. Техосмотр, и весьма жесткий, есть во всех странах с высокой автомобилизацией, и коль скоро Россия планирует стать одной из них, а автопарк у нас – один из самых старых в Европе, работоспособная система техосмотра должна держать автовладельцев в тонусе.