6 апреля понедельник
СЕЙЧАС +2°С

Амбиции проекта «Кортеж» бьют через край: планируется создать не только президентский лимузин (кстати самый длинный серийный автомобиль в мире), но целое семейство машин для чиновников и толстосумов. В настоящее время завершена разработка эскизов и технического проекта, а инвестиции уже составили порядка 3,5 млрд рублей. Разработкой силового агрегата мощностью 800 л.с. займется Porsche, выпуск двигатель, вероятно, освоит «Ярославский моторный завод», а сборку самой машины наладят в 2018 году на мощностях компании Sollers. Что такое «Кортеж» – еще один олимпийский госпроект или банальная имитация?

Лимузин для власти и народа

Идея российского президентомобиля обсуждалась уже лет пять, и одним из вариантов был жесткий бейдж-инжиниринг: взять импортный автомобиль премиум-класса, русифицировать дизайн и выпускать под российским брендом. В частности, такую концепцию предлагала «Группа ГАЗ».

В феврале 2014 года тендер на проведение НИОКР выиграл институт НАМИ во главе с одним из бывших вице-президентов АВТОВАЗА Максимом Нагайцевым. Концепция изменилась радикально. НАМИ предложил делать с нуля даже не автомобиль, а целую платформу, на которой построят сразу четыре типа машин: лимузин, седан, внедорожник и микроавтобус. Фактически, в президентском кортеже используются все типы автомобилей, ведь помимо флагмана есть еще машины охраны и пункт связи. И, наверное, есть смысл строить их на одной платформе: с одной стороны, это увеличит объемы производства и удешевит его, с другой, позволит уравнять автомобили по техническим возможностям.

Сейчас в гараже президента – бронированные Mercedes-Benz S-класса в варианте Pullman, несколько Mercedes G-класса (Гелендвагены) и ML, а также микроавтобусы Volkswagen.

Второй важный момент: на той же платформе НАМИ предложила выпускать автомобили для других ветвей власти в чуть упрощенном виде. И, наконец, третий сегмент – автомобили для простых смертных. Конечно, «народная» версия все равно будет относиться к премиум-классу, но должна стоить более-менее разумно, чтобы можно было накопить на нее, никого не убив.

В общем, проект «Кортеж» должен приносить прибыль, а деньги, взятые у государства, вернуться в казну. Что и говорить – благие намерения...

Технических подробностей пока немного. Известно, что платформа будет полноприводной, а Porsche разработает би-турбомотор V12 мощностью до 800 л.с. Необходимость столь мощного двигателя объясняется габаритами и массой флагманского лимузина: длина шесть метров, масса шесть тонн.

Возможно, валютный кризис несколько скорректирует форму сотрудничества с иностранцами: так, если на первоначальном этапе над проектом работало 20 российских и 40 зарубежных компаний, то теперь баланс смещается в пользу отечественных мозгов и рук.

На упрощенных версиях платформы планируется построить несколько серийных авто, в частности, новый кроссовер UAZ. Напомним, что Ульяновский автомобильный завод также входит в холдинг Sollers.

Дизайнерский макет уже якобы одобрен президентом, причем стилистику выбирали из десятков вариантов, после чего шорт-лист показали главе государства. Итоговый и утвержденный проект выполнен по мотивам ЗИС-110.

ЗИС-110 выпускался с 1945 по 1958 годы. Новый автомобиль напоминает его пропорциями и помпезностью дизайна.
Кстати, облик ЗИСа во многом заимствован у американского Packard 180 военных лет.

Первые прототипы «Кортежа» представят в 2015 году, а инвестиции составят порядка 8 млрд рублей с корректировкой на инфляцию (помимо уже реализованных 3,5 млрд). Организацией производства кроме Sollers займутся госкорпорации «Ростех» и «Росавто», но в списке претендентов на участие есть также «Ярославский моторный завод» и АВТОВАЗ. Вообще, информация о потенциальных партнерах проекта сыпется, как из рога изобилия, и складывается впечатление, что четкой концепции и видения проекта пока нет ни у кого.

Нужен ли России свой «членовоз»?

Необходимость разработки подобного проекта с нуля вызывает вопросы. Так, если речь о национальной гордости, то нужно делать все самим, а не аутсорсить более половины работ. Впрочем, валютный кризис и международная обстановка могут усилить политический вес проекта и сместить баланс в пользу российского участия, чтобы «Кортеж» стал зримым символом дистанцирования от Запада.

Если задача обеспечить комфорт и безопасность президенту, то все уже изобретено до нас: маловероятно, что разработанный НАМИ автомобиль будет во сто крат лучше Mercedes-Benz S-класса (Rolls-Royce Phantom, Volkswagen Phaeton, Bentley Flying Spur – поставьте любимый бренд). И дело не в идолопоклонничестве Западу, просто законы автомобильной экономики очень жесткие: по цене-качеству всегда выиграет продукт крупного производителя, ориентированный на сотни рынков. Да, сам по себе президентский автомобиль – штучная работа, но если в его основе серийные шасси, двигатель, электроника, соотношение цены-качества резко возрастает. Поэтому в мире нет прецедентов создания президентских машин с нуля: слишком уж хлопотно даже для таких стран как Германия и США.

Символы государственности – хорошо, но зачем же так крупно? Размеры выдают некую неуверенность в себе.

Может быть, речь о подъеме российского производства? В принципе, да: ребята из команды НАМИ наберутся опыта, а сам институт уже получает новое оборудование и цеха. Но будет ли этого достаточно для автономного плаванья? Или производство в Ульяновске (там планируется наладить выпуск) будет напоминать очередную отверточную сборку из импортных компонентов? Тем более, судя по всему, речь о крошечном производстве: сотня-другая рабочих мест.

Скажем, АВТОВАЗ, которому та же Porsche интенсивно помогала доводить модель ВАЗ-2108, если и набрался опыта, то критической массы это не достигло: конструкция автомобиля получилась отличной, качество исполнения – далеко не немецким. Опыт опытом, но Porsche не отдаст конкурентам (а «Кортеж» – их конкуренты) ничего сверх того, что оговорено заказчиком. И уж тем более не будет тащить проект за уши. Просили двигатель – получайте. А систему контроля качества отрабатывайте сами.

Идея сделать проект коммерчески привлекательным – трезвая и благая, но вот насколько выполнимая? Скажем, принцип единой платформы может сыграть злую шутку, потому что требования к бронированному лимузину и гражданскому «легкоатлету» могут быть весьма разными. Тот же двигатель V12 с тиражом выпуска несколько сотен в год будет стоить, как целый BMW 5, и для гражданской машины окажется избыточным. Значит нужно семейство двигателей разного объема и разной мощности, а это задача совсем другого уровня сложности.

Пока сложно понять, куда вырулит проект. Может быть, как Олимпиада, он закончится триумфом и заставит скептиков раскаяться (расходы не в счет). Может быть, он станет очередным фарсом и тихо угаснет под благовидным предлогом (а-ля Ё-мобиль). Есть еще масса промежуточных вариантов: скажем, вместо семейства машин с горем-пополам сделают лишь сам лимузин в количестве трех штук (две для музея), а его уделом станут бесконечные демонстрации из серии «мы тоже могем». Президент же будет ездить на добротной импортной технике, сославшись на необходимость мелких доработок «Кортежа».

И я, если честно, склоняюсь к пессимистичному варианту. В принципе, построить некий автомобиль, способный с относительным комфортом перемещаться в пространстве – задача не такая уж сложная. Гораздо сложнее сделать его как минимум не хуже существующих аналогов, и особенно по такому параметру как цена-качество. Сложно сделать не для галочки.

Идея продавать такую машину простым людям – из серии сладких грез. Рынок премиум-машин весьма насыщен, консервативен и очень чувствителен к силе бренда. Нувориши здесь пробивают с кочегарским трудом – достаточно взглянуть на опыт Lexus и более молодой Infiniti, не говоря про Acura. Да, на имидж «Кортежа» может работать тот факт, что его использует сам президент (если это будет так), но на деле получится, что президентская машина отличается от обычной также, как «Нива», подаренная Путину лет пять назад, отличалась от серийной.

Я думаю, что если «лоу-кост» лимузины и появятся, на деле они будут архаичнее и дороже аналогов немецкой тройки, а также «Ягуаров», «Бентли», «Кадиллаков» и прочих VIP-колесниц. Покупать их если и будут, то ради китча, как покупают старые «Чайки», американские дредноуты или гражданские «Тигры». Уповать остается разве что на диковатые курсы валют, но и это не панацея: на данной стадии проекта складывается впечатление, что валютная составляющая в цене лимузина окажется весомой.

Внедорожник получился несколько одиозным, а минивэн напоминает шедевры SsangYong.
Чтобы такие машины пользовались спросом на обычном рынке, они должны быть легендами, как тот же G-wagen.

И, конечно, липнут сомнения в том, не превратится ли «Кортеж» в очередной распил? Когда проект по документам будет на стадии 95-процентной готовности, под оставшиеся 5% можно провести бюджет небольшой страны, вытягивая из государства мало-помалу.

Тем более, обозначенный бюджет проекта – немногим более 10 млрд рублей – это смехотворно мало по меркам большого автопрома, тем более когда речь идет о создании и платформы, и двигателя, и, собственно, производства.

Впрочем, будем рады ошибиться в своих подозрениях. Олимпиада ведь превзошла ожидания.

Мировая практика

Страны, для которых автопром является стратегической отраслью, в основном используют для президентских автопарков отечественную технику. Сюда относится даже Китай, который известен во всем мире лишь машинами среднеценового сегмента (причем китайские «членовозы» существуют с 50-х годов прошлого века).

Hongqi CA72 1958 года – первая китайская легковушка.
Но последующие модели Hongqi созданы на платформах Audi, Lincoln и Toyota.

По этой логике Россия тоже должна посадить президента на отечественный автомобиль. Одна лишь загвоздка: наш автопром хоть и является стратегическим направлением, но на деле представляет собой лишь проекцию мирового автопрома: идеи и разработки – их, металл и руки – наши. Видимо, таким же будет и российский лимузин для президента.

На чем ездят лидеры разных стран

Результаты опроса

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!