ќчередной пример конверсии военного бронетранспортера
ќчередной пример конверсии военного бронетранспортера

«јмур-√ћ» выгл€дит воинственно, но €вл€етс€ полностью легализованной гражданской машиной. ѕо дорогам с твердыми покрыти€ми ездить он не вправе, зато им может владеть частное лицо без ксив и мохнатой лапы в каком-нибудь профильном министерстве.

Ёй, не стойте слишком близко: снар€женна€ масса — 11 тонн, полна€ — 16
Ёй, не стойте слишком близко: снар€женна€ масса — 11 тонн, полна€ — 16

Ќо славное прошлое все же пробиваетс€ из-под его просторной кабины, потому что в основе «јмура» шасси от Ѕ“–-50ѕ — транспортера, который в 50-х годах создали на базе плавающего танка ѕ“-76. ¬ документации Ѕ“–-50ѕ называлс€ шифровкой «ќбъект 750».

ѕроходимость исходника сохранена
ѕроходимость исходника сохранена
∆идка€ гр€зь хорошо про€вл€ет плюсы гусеничной техники над колесной
∆идка€ гр€зь хорошо про€вл€ет плюсы гусеничной техники над колесной
»ную жижу лучше атаковать с хода
»ную жижу лучше атаковать с хода

Ѕ“–-50ѕ считалс€ весьма удачным вездеходом-транспортником благодар€ хорошей вместимости, проходимости и как раз плавучести. ” него был «задний привод», сравнительно небольша€ масса (всего четыре груженых «√азели») и хороша€ геометрическа€ проходимость. ј еще лебедка на случай «вы там держитесь» и плавучесть почти как у катера. ѕравда, его потенциал не был раскрыт полностью, и со временем колесные Ѕ“–ы, в чем-то компромиссные, но удобные дл€ злободневных армейских задач, вытеснили гусеничных предков.

¬ салоне два р€да полок, позвол€ющих организовать ночлег
¬ салоне два р€да полок, позвол€ющих организовать ночлег
ќсновна€ панель управлени€
ќсновна€ панель управлени€
ѕанель приборов слева от механика-водител€
ѕанель приборов слева от механика-водител€

ќригинальный Ѕ“–-50ѕ брал на борт 20 человек, не счита€ двух членов экипажа. Ќо был приземист и обеспечивал неважную по гражданским меркам обзорность — примерно как у «∆игулей», на передней панели которых перевоз€т диван. «јмур-√ћ» отличаетс€ от прототипа прежде всего салоном, в который заходишь как в квартиру-студию: восторг от просторности граничит с зудом «вот тут бы перегородочку». «ато есть верхние полки, куда во врем€ привалов можно забратьс€ с путеводителем «—амые дальние уголки –оссии (и как из них выбратьс€)».

ѕосадка по центру необычна, но при трехметровой ширине машины удобна
ѕосадка по центру необычна, но при трехметровой ширине машины удобна

¬одитель сидит в центре комнаты, что теоретически дает ему возможность быть в курсе всех сплетен, если он услышит их через л€зг и скрежет экс-армейского транспортера. ќбзорность дл€ такого типа машин очень неплоха€, если вы в принципе готовы к шоку и трепету от управлени€ гигантом длиной с президентский « ортеж», но выше и шире.

Ўтурман прокладывает путь
Ўтурман прокладывает путь

ƒл€ создани€ микроклимата есть два просторных люка, через которые удобно восхищатьс€ топ€ми, которые ждут впереди. ƒл€ зимней эксплуатации предусмотрены «печки», включа€ автономный обогреватель.

ћоторный отсек находитс€ в задней части машины, над которой можно установить грузовую платформу
ћоторный отсек находитс€ в задней части машины, над которой можно установить грузовую платформу

ƒвигатель Ѕ“–-50ѕ был «половинкой» танкового дизел€ ¬-2, что ставилс€ на “-34: только у танка был мотор V12, а у бэтээра — р€дна€ шестерка мощностью 240 л. с. (дизель ¬-6). ƒо поры до времени ее возможностей было достаточно, по шли годы, мир разгон€лс€, и ограничени€ по удельной мощности поставили Ѕ“–-50ѕ в положение догон€ющего. «јмур-√ћ» отказалс€ от военного дизел€ в пользу агрегатов «ярославского моторного завода», но не только ради большей мощности: по нормативам гражданска€ техника такого типа сегодн€ должна вписыватьс€ в экологические нормы «≈вро-3». ’от€ слова «Ѕ“–» и «≈вро-3» в одном абзаце уживаютс€ не лучше, чем военна€ форма и легинсы.

Ёлектронный блок управлени€ расположен в кабине, над ним — подвод теплого воздуха
Ёлектронный блок управлени€ расположен в кабине, над ним — подвод теплого воздуха

ћощность дизел€ может быть разной: на этом вездеходе стоит 230-сильный V6 яћ«-6563.10, который по требовани€м клиента можно «чипануть», добавив еще 100 л. с. ƒл€ холодного старта имеетс€ предпусковой подогреватель.

ћощность предлагаемых дизелей — 230–330 л. с., за€вленна€ скорость — до 60 км/час — на четверть выше, чем у Ѕ“–-50ѕ
ћощность предлагаемых дизелей — 230–330 л. с., за€вленна€ скорость — до 60 км/час — на четверть выше, чем у Ѕ“–-50ѕ

“рансмисси€ сохранена оригинальна€, и во многом повтор€ет таковую от танка “-34. “о есть поворачивает машина за счет фрикционов и тормозных механизмов, которые создают разницу в скорости вращени€ ведущих звездочек. ћашина может вертетьс€ практически на месте, а радиус разворота по гусенице за€влен на уровне 1,5 метра — легковушкам на зависть.

 ресло, две педали, несколько рычагов — служившие в бронетанковых войсках осво€тс€ быстро
 ресло, две педали, несколько рычагов — служившие в бронетанковых войсках осво€тс€ быстро

» управл€етс€ «јмур-√ћ» примерно как танк: вы включаете передачу строптивым рычагом (трогатьс€ можно со второй), поддаете газ до характерного свиста турбины, бросаете сцепление, а потом «рулите», дерга€ левый или правый рычаги. ћашина откликаетс€ л€згом и клевками, мен€€ курс дискретно, что требует некоторой привычки, но дл€ людей, которым не чужды термины  Ўћ, √—ћ и Ѕ–ƒћ (не путать с Ѕƒ—ћ) все в рамках жанра.

ѕо меркам такой техники — несерьезна€ жижа
ѕо меркам такой техники — несерьезна€ жижа

ѕроверить экстремальную проходимость помешало отсутствие в обозримой дали преп€тствий, которые вызвали бы у бывшего бэтээра мурашки по броне. Ќо тут случилась при€тна€ неожиданность: в гр€зи, которую с аппетитом утюжил «јмур-√ћ», застр€л сначала кроссовер KIA Sorento, что вполне простительно, а потом внедорожник Opel Monterey. Ёто задало хоть какую-то точку отсчета проходимости, хот€ дальние ее пределы мы так и не познали.

 россоверу сесть тут не зазорно
 россоверу сесть тут не зазорно
Ѕольше удивил Opel Monterey, который и ехал-то вроде с краю
Ѕольше удивил Opel Monterey, который и ехал-то вроде с краю
—пасать его приехал т€гач ћ“-ЋЅ
—пасать его приехал т€гач ћ“-ЋЅ

√р€зь дл€ вездехода проблемы не представл€ет, и месит он ее флегматично, как бетономешалка. »ли жующий носорог. ќн останавливаетс€ в самой жиже и, вздохнув турбокомпрессором, трогаетс€ снова, не понима€, где тут можно было застр€ть. »ли пролетает со всей дури, полага€сь на энергоемкость торсионной подвески. –азработчики «јмура» подчеркивают плюсы «заднего привода», потому что у ћ“-ЋЅ с приводом на переднюю звездочку при активном маневрировании гусеница «ломаетс€» и рискует слететь, а наш гусар вроде бы имеет иммунитет.

¬ъезд на довольно крутой берег машина одолевает без нервов
¬ъезд на довольно крутой берег машина одолевает без нервов
’олмы тоже не проблема
’олмы тоже не проблема
ѕросвет — 27 см, угол въезда — 25 градусов
ѕросвет — 27 см, угол въезда — 25 градусов

√еометрическа€ проходимость определ€етс€ скошенным под 25 градусов «носом», что, на самом деле, не так и много — угол въезда примерно как у колесного внедорожника. Ќо добавьте к этому просвет в 27 см и высоту самих гусениц, которые позвол€ют, например, одолеть метровую ступеньку.   тому же гусеничный вездеход готов ехать до жесткого контакта с грунтом, тогда как колесники, особенно гражданские, все же чураютс€ чрезмерной близости с камн€ми и рытвинами. ≈ще он может перемахнуть трехметровый ров и въехать на 80-процентный подъем — скажем, на железнодорожную насыпь.

ќткрываем купальный сезон
ќткрываем купальный сезон
ѕлывет машина за счет двух водометов
ѕлывет машина за счет двух водометов
¬ сопло водомета поместитс€ кошка
¬ сопло водомета поместитс€ кошка
–асположенный сзади двигатель перевешивает
–асположенный сзади двигатель перевешивает
√отовимс€ к высадке на берег
√отовимс€ к высадке на берег

», напомню, он €вл€етс€ амфибией. ¬ отличие от многих вездеходов, которые став€т себе в заслугу умение держатьс€ на воде чуть лучше топора, Ѕ“–-50ѕ адаптировали под водную эксплуатацию, например на плаву он не гребет гусеницами, а использует два водомета, струи которых делают его похожим на ракету. ѕо воде он разгон€етс€ до 14 км/час, то есть примерно в два раза шустрее хорошего пловца и раза в три — чем вездеходы, плавающие «на гусеницах».

ўиток-волнорез совсем не лишний при входе в воду или при качке
ўиток-волнорез совсем не лишний при входе в воду или при качке

” него есть фронтальный волнорез, а сама капсула приспособлена дл€ плавани€ не только в штиль, но и по волнам до трех баллов. Ќе утопит его и нагрузка в тонну-другую.

’олмы он одолевает с проворством насекомого
’олмы он одолевает с проворством насекомого

«јмур-√ћ» разработан московской фирмой ќќќ «—пецтехника» в рамках проекта по конверсии Ѕ“–-50ѕ. јвторы планируют создать линейку машин с разной компоновкой (грузовые или пассажирские), длиной (с шестью или семью катками) и доп.оборудованием.  ак и люба€ штучна€ продукци€, вездеход допускает кастомизацию под любые фантазии заказчика: кожаный салон, мультимедийна€ система, телескоп, кабинет зубоврачебной практики... Ќу или бурова€ установка.

√усеничные вездеходы чаще встретишь около нефт€ных месторождений
√усеничные вездеходы чаще встретишь около нефт€ных месторождений

ќсновным потребителем подобных машин в –оссии €вл€етс€ геологоразведка, чрезвычайные службы (ћ„—, пожарные) и нефтегазовый сектор. јвторы не исключают продажу машин в частные руки, тем более юридических преп€тствий к этому нет. ÷ена обозначена на уровне 4,5 миллиона рублей, что есть примерно как у премиального легкового внедорожника.

« рузер» и «√елик» — малолитражки на фоне аппарата с расходом топлива 38 л / 100 км
« рузер» и «√елик» — малолитражки на фоне аппарата с расходом топлива 38 л / 100 км
≈ще одна проблема дл€ частника — доехать от дома до бездорожь€, ведь на асфальт выбиратьс€ нельз€
≈ще одна проблема дл€ частника — доехать от дома до бездорожь€, ведь на асфальт выбиратьс€ нельз€
ƒороги мы пересекали по резиновым лентам
ƒороги мы пересекали по резиновым лентам
—трашно представить ситуацию, когда его придетс€ откапывать...
—трашно представить ситуацию, когда его придетс€ откапывать...
«ато какое чувство вседозволенности!
«ато какое чувство вседозволенности!

≈сли вам необходимо возить по бездорожью экскаватор или кран, колесный «джип» подобным машинам не конкурент — это пон€тно. ј дл€ досугово-экспедиционных целей? ѕока мы возвращаемс€ в базовый лагерь, € невольно крыжу в уме плюсы и минусы. ѕроходимость и вместимость у таких аппаратов — вне конкуренции: с ними правильнее сравнивать не легковой колесник, вроде какого-нибудь Land Cruiser, а внедорожный грузовик на специальных шинах. ƒа и тот утонет раньше — ну не утонет, так нагребет мостами грунт.

ƒавление на грунт в 0,5 кг на квадратный сантиметр — примерно как у человека
ƒавление на грунт в 0,5 кг на квадратный сантиметр — примерно как у человека

Ќо колесные машины экономичнее и быстрее на дорогах, проще в управлении и банально комфортнее. ¬ гусеничных вездеходах акустическое сопровождение не дает забыть, что ты типа мужик, а мужик рожден создавать трудности и преодолевать их с нейтральным выражением лица.

 онверси€ — это всегда сочетание плюсов военных технологий с их же минусами
 онверси€ — это всегда сочетание плюсов военных технологий с их же минусами

„тобы пон€ть прелесть такой техники, нужно иметь цель в тех кра€х, о которых бо€тс€ петь даже барды. ¬о врем€ теста наш коллега, военный фотограф јлексей  итаев рассказал, как однажды потер€лс€ в тундре, и спас его из двухметрового снега, засосавшего снегоход, гусеничный «проходимец» вроде этого. » в такие экзистенциальные моменты начинаешь ценить упр€мую т€гу полувоенной техники. » потом каждый раз при виде ее испытываешь робкий трепет в колен€х. “ем, кто ищет бродов, этого не пон€ть.

1 / 18

–анее мы уже рассказывали о совсем уж экзотическом вездеходе «¬ит€зь» ƒ“-30ѕ, который считаетс€ одной из самых проходимых сухопутных машин, а также о пр€мом конкуренте «јмура-√ћ» — вездеходе «—нежный барс» на базе ћ“-ЋЅ.

Ѕлагодарим компании ”—ћ (поселок –оза „ел€бинской области) и ќќќ «—пецтехника» (ћосква) за помощь в подготовке материалов